Решение по делу № 33а-1013/2016 от 21.01.2016

Судья – Саблина Е.А. Стр. 59, г/п 00 руб.

Докладчик – Лобанова Н.В. № 33а-1013/2016 8 февраля 2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,

с участием прокурора Бабицкой Д.Э.,

при секретаре судебного заседания М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании 8 февраля 2016 г. в г. Архангельске апелляционные жалобы Архангельской городской Думы и администрации муниципального образования «Город Архангельск» на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 14 сентября 2015 г., которым (с учетом дополнительного решения названного суда от 18 ноября 2015 г.) постановлено:

«заявление заместителя прокурора города Архангельска о признании абз. 7, 19 подпункта «б» пункта 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск» недействительным со дня вступления в законную силу постановления Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-ПП «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах) – удовлетворить.

Признать недействующим абз. 7, 19 подпункта «б» пункта 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск» недействительным со дня вступления в законную силу постановления Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-ПП «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах).

Сообщение о решении суда от 14.09.2015 по делу подлежит опубликованию в издании, в котором было официально опубликовано решение Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки муниципального образования «город Архангельск» - газете <данные изъяты> не позднее 10 дней с момента вступления решения в законную силу».

Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

решением Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» (далее по тексту – решение Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190) внесены изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки).

Подпунктом «б» пункта 30 данного решения статья 111 Правил землепользования и застройки дополнена пунктом 22, расширившим перечень многофункциональных зон объектов жилой и общественно-деловой застройки путем выделения зоны с кодовым обозначением ДО-05-2-21. К основным видам разрешенного использования земельных участков этой зоны отнесено, в числе прочего, размещение многоэтажных жилых домов, а также установлено, что количество этажей наземной части вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений в данной территориальной зоне не должно превышать 10 (абзацы 7 и 19 подпункта «б» пункта 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190).

Решение Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 опубликовано 12 декабря 2014 г. в газете <данные изъяты> .

Заместитель прокурора г. Архангельска С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать абзацы 7 и 19 подпункта «б» пункта 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 недействующими со дня вступления в законную силу постановления правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах)» (далее по тексту – постановление правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп).

В обоснование иска указано на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта установленным приложением № 2 к постановлению правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп предельным параметрам высоты зданий и сооружений в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия ЗРЗ-1, куда входит и многофункциональная зона объектов жилой и общественно-деловой застройки с кодовым обозначением ДО-05-2-21.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Джамаладинова Н.А., а также представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц правительства Архангельской области И. и министерства культуры Архангельской области М.В. уточненные требования поддержали.

Представители административного ответчика Архангельской городской Думы К. и заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Город Архангельск», главы муниципального образования «Город Архангельск» М.С., возражая против удовлетворения административного иска, полагали, что оспариваемая норма принята уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной законом процедуры и соответствует действующему градостроительному законодательству, поскольку, в числе прочего, позволяет учитывать застройку указанной территории, существовавшую до принятия постановления правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп.

Заинтересованные лица глава муниципального образования «Город Архангельск» и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласились Архангельская городская Дума и администрация муниципального образования «Город Архангельск». В апелляционных жалобах просят данное судебное постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы Архангельская городская Дума ссылается на ошибочность вывода суда о противоречии решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 постановлению правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп, так как данные нормативные правовые акты регулируют разные сферы общественных отношений. Исключение абзацев 7, 19 подпункта «б» пункта 30 из текста оспариваемого решения приведет к нарушению структуры Правил землепользования и застройки и возникновению ситуации, при которой в территориальной зоне ДО-05-2-21 будет возможно возведение объектов капитального строительства любой этажности. При принятии оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ учтена сложившаяся планировка территории. Также полагала не основанными на законе выводы суда о моменте, начиная с которого оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими.

В обоснование жалобы администрация муниципального образования «Город Архангельск» указывает, что установленный оспариваемыми положениями решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 градостроительный регламент многофункциональной зоны объектов жилой и общественно-деловой застройки с кодовым обозначением ДО-05-2-21 соответствует требованиям законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия и правомерно допускает возможность размещения в границах указанной зоны объектов капитального строительства высотой до 10 этажей. Полагает, суд неверно истолковал и применил установленные пунктом 2.1 приложения № 2 к постановлению правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп запреты и ограничения. Ссылается на то, что постановление правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп опубликовано только 2 декабря 2014 г., в связи с чем не могло быть учтено при принятии Архангельской городской Думой оспариваемого решения. Также не согласна с выводами суда о необходимости признания недействующим нормативного правового акта с момента его издания, поскольку это повлечет нарушение принципа стабильности правового регулирования, так как на основании оспариваемых норм были реализованы права граждан на жилище.

В поданных относительно апелляционных жалоб возражениях правительство Архангельской области, министерство культуры Архангельской области, а также заместитель прокурора г. Архангельска С. просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» апелляционная жалоба подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав представителя Архангельской городской Думы К., представителя администрации муниципального образования «Город Архангельск» и главы муниципального образования «Город Архангельск» Б., настаивавших на удовлетворении апелляционных жалоб по изложенным в них доводам, участвующего в деле прокурора Бабицкую Д.Э., представителей заинтересованных лиц правительства Архангельской области И. и министерства культуры Архангельской области М.В., просивших оставить без изменения принятое по делу судебное постановление, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии установленных абзацами 7 и 19 подпункта «б» пункта 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 требований градостроительного регламента к параметрам строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства ограничениям, установленным постановлением правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп.

В силу положений пункта 10 статьи 2, части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 30 и пункта 5 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ являющиеся составной частью правил землепользования и застройки градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом, в числе прочего, требований охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

При этом под зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности понимается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, а также определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Постановлением правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп, введенным в действие со 2 декабря 2014 г., утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах), а также режимы использования земель в границах указанных зон.

Из сопоставления представленных в дело графических материалов (приложения № 3 к постановлению правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп и приложения № 10 к решению Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190) следует, что образованная решением Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 многофункциональная зона объектов жилой и общественно-деловой застройки с кодовым обозначением ДО-05-2-21 полностью входит в подзону ЗРЗ-1 зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра г. Архангельска.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что градостроительный регламент многофункциональной зоны объектов жилой и общественно-деловой застройки с кодовым обозначением ДО-05-2-21 должен быть установлен с учетом режима использования земель, ограничений строительства и хозяйственной деятельности, предусмотренных постановлением правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп.

Так, девятнадцатый абзац пункта 2.1 раздела II «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия» приложения № 2 «Режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска (в Ломоносовском, Октябрьском и Соломбальском территориальных округах)» к постановлению правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп разрешает в границах подзоны ЗРЗ-1 возведение объектов капитального строительства, не превышающих трех-четырех этажей высотой по 3,5 м (12-15 м от основной отметки земли до венчающего карниза на участках, являющихся смежными с охранной зоной).

Вместе с тем, абзацы 7, 19 подпункта «б» пункта 30 решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 допускают строительство в указанной многофункциональной зоне многоэтажных жилых домов высотой до 10 этажей.

С учетом изложенного, является правильным вывод суда о противоречии оспариваемых положений решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 № 190 нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - постановлению правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп.

Правильным является и вывод суда о том, что содержащееся в девятнадцатом абзаце пункта 2.1 раздела II «Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия» приложения № 2 к постановлению правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп уточнение относится к характеристикам высоты объекта, а не месту положения земельного участка.

Вопрос о защите прав лиц, проживающих в многоквартирных домах, возведенных до введения постановлением правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп режима использования земель в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, находится за пределами рассматриваемого иска.

При таких обстоятельствах приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене принятого по делу судебного постановления.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб о неправильном определении судом даты, начиная с которой оспоренные заместителем прокурора г. Архангельска положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими.

Исходя из разъяснений, данных в третьем предложении второго абзаца пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», оспариваемые в данном деле положения решения Архангельской городской Думы от 26.11.2014 г. № 190 подлежат признанию недействующими со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта – 12 декабря 2014 г.

Также принятое по делу судебное постановление в части установленного судом срока публикации сообщения о данном решении подлежит приведению в соответствие с положениями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 14 сентября 2015 г. изменить и принять по делу новое решение, которым:

заявление заместителя прокурора г. Архангельска удовлетворить.

Признать недействующими с 12 декабря 2014 г. абзацы 7 и 19 подпункта «б» пункта 30 решения Архангельской городской Думы от 26 ноября 2014 г. № 190 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск».

Сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в печатном издании – газете <данные изъяты> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий      Н.П. Рассошенко

Судьи      Н.В. Лобанова

     Т.Н. Рудь

33а-1013/2016

Категория:
Административные
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Заместитель прокурора г. Архангельска
Ответчики
Архангельская городская дума
Другие
мэрия города Архангельска
Правительство Архангельской области
Министерство культуры Архангельской области
мэр города Архангельска Павленко Виктор Николаевич
Управление министерства юстиции по Архангельской области и НАО
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Лобанова Наталья Валерьевна
08.02.2016[Адм.] Судебное заседание
18.02.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2016[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее