УИД: 59RS0004-01-2019-001211-65
Дело № 2-2063/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Бессоновой К.А.
с участием истца Михеева А.В.,
представителя истца Королевой Е.Э.,
представителя ответчиков Соколовской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Михеева А.В. к ГУФСИН России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения незаконным, возложении обязанностей,
установил:
Михеев А.В. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России с требованиями о признании незаконным бездействия подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России по реализации полномочий на возврат поданных документов, в случае выявления в них недостатков с указанием причин возврата; признании незаконным решения комиссии ФСИН России, оформленного выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ в части постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ; признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возложении обязанности на ФСИН России принять с составом семьи четыре человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ; признании преимущественного права на получение единовременной социальной выплаты перед иными сотрудниками и гражданами, постановленными на учет в том же году, в связи с проживанием совместно трех несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом.
В обоснование своих требований указал, что обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Документы на заседании территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю рассмотрены и принято решение о соответствии документов требованиям закона и направлении их в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет. ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрение документов было отложена в связи с отсутствием сведений о наличии (отсутствии) недвижимости у дочери Михеевой Д.А., которая совместно не проживает, для получения ЕСВ как член семьи не заявлялась. ДД.ММ.ГГГГ. документы были рассмотрены на заседании комиссии ФСИН России, т.е спустя почта 3,5 годы после их направления. Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. постановлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ. ввиду того, что дочери М. на праве общей совместной собственности принадлежало жилое помещение по адресу: <Адрес> общей площадью 41,3 кв.м., государственная регистрация прекращения права на указанное жилое помещение произведена ДД.ММ.ГГГГ., что расценены как действия члена семьи сотрудника, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, имеющего намерения состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ, в связи с чем был принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Также был уведомлен о внесении изменений в учетное дело в части увеличения состава семьи до 4 человек, в связи с рождением в период рассмотрения рапорта ДД.ММ.ГГГГ сына М.А. Однако, действия ФСИН России по постановке на учет не с даты подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ, а лишь с ДД.ММ.ГГГГ является незаконными. До ДД.ММ.ГГГГ года состоял в зарегистрированном браке с М.Е., брак прекращен решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеется дочь М. После 2005г. совместно с М.Е. и дочерью М. не проживал, ввиду ухода из семьи. С указанного времени проживали отдельно, совместное хозяйство не вели. С 2007 года на дату подачи рапорта и по сегодняшний день проживает совместно с У. и тремя несовершеннолетними детьми. На момент подачи рапорта на получение ЕСВ не являлся членом семьи М.Е. и М. – собственников жилого помещения по адресу: <Адрес>, поэтому при решении вопроса об обеспеченности жильем данное жилое помещение не подлежит учету, а также действия М. по отчуждению принадлежащей ей доли в праве собственности на указанное помещение не могут свидетельствовать о намеренных действиях по ухудшению положения лиц, претендующих на постановку на учет для получения ЕСВ. Право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья закон связывает не с регистрационным учетом членов семьи сотрудника, а с фактом проживания сотрудника и членов его семьи на определенной жилой площади. ФСИН России обязан поставить на учет именно с даты подачи рапорта. Более того, в соответствии с п. 10 ФЗ от 23.04.2018 № 100-ФЗ состоящий на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ и имеющий 3 и более детей, проживающих совместно с ним, либо имеющий одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ним, имеют преимущественное право на предоставление им ЕСВ перед сотрудниками и гражданами РФ, принятыми на учет в том же году. Сыну У.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ. установлена инвалидность до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 22.04.2019г. производство по делу в части требований признании незаконным бездействия подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России по реализации полномочий на возврат поданных документов, в случае выявления в них недостатков с указанием причин возврата прекращено, в связи с отказом от иска.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д. 31-33,34-37).
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 3, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя; единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5).
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
- супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
- несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются постановлением Правительством РФ от 24 апреля 2013 г. № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
В соответствии с п. 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
Согласно п. 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. 16 Правил федеральные органы исполнительной власти формируют и обновляют базу данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятых с этого учета. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Михеев А.В. является майором внутренней службы, начальник отделения обеспечения отдела специального назначения ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 19 лет 11 месяцев 07 дней.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369 (л.д. 1 учетное дело).
Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю принято решение о направлении учетного дела в ФСИН России для принятия решения (л.д. 8).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение документов Михеева А.В. отложено до предоставления необходимых сведений о наличии (отсутствии) недвижимости.
Из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России следует, что Михеев В.В. с составом семьи 3 человека постановлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. Внесены изменения в учетное дело Михеева А.В. в части увеличения его состава семьи до четырех человек (л.д. 9-11).
Из письма ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что при рассмотрении материалов учетного дела установлено, что дочери М. на праве общей совместной собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 41,3 кв.м. по адресу: <Адрес>. Право прекращено ДД.ММ.ГГГГ. На основании п. 12 Правил Комиссией ФСИН России принято решение о постановке Михеева А.В. и членов семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ. Михеев А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: г<Адрес> площадью 44,4 кв.м., принадлежащей ФИО30
В указанном жилом помещении помимо истца зарегистрированы У. (гражданская жена) с ДД.ММ.ГГГГ., М.Д. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ., У. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ., М.А. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 19).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, п. 2 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 названного закона.
Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник, в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно п. 11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Согласно сведениям послужного списка, у истца имеется несовершеннолетняя дочь – М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая совместно с истцом не проживает.
Михеев А.В. состоял в зарегистрированном браке до ДД.ММ.ГГГГ с М.Е. (л.д. 14).
М. на праве общей совместной собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 41,3 кв.м. по адресу: <Адрес>, государственная регистрация права прекращена 23.09.2010г. (л.д. 28).
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения в части постановки истца на учет не с даты подачи рапорта, а через 5 лет с даты отчуждения М. жилого помещения – с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что при определении обеспеченности жилой площадью, подлежат учету жилые помещения, принадлежащие лицу, претендующему на получение социальной выплаты, и проживающих совместно с ним членов его семьи, к которым Михеева Д.А. не относится.
Материалами учетного дела достоверно подтверждается, что Михеев А.В. проживает отдельной семьей с У. и тремя сыновьями, с М. не проживает, к членам его семьи М. не относится, поскольку брак между истцом и М.Е. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ
Тот факт, что М. является дочерью истца сам по себе не свидетельствует о том, что она является членом его семьи.
При этом, при постановке истца на учет для получения социальной выплаты, М. не учтена, как член семьи Михеева А.В.
При таких обстоятельствах, решение Комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части даты постановки на учет – с ДД.ММ.ГГГГ., является незаконным.
Также суд считает, что на ответчика – ФСИН России следует возложить обязанность поставить Михеева А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек, включая детей – М.Д., У. М.А. с даты подачи заявления – с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, доказательств, подтверждающих, что очередь Михеева А.В. подошла и у него возникло право на получение выплаты, истцом в судебное заседание не представлено.
Суд также полагает, что не подлежат удовлетворению заявленные требования о признании преимущественного права на получение социальной выплаты.
В обоснование указанного требования, истец ссылается на ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 23.04.2018 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 23.04.2018 N 247-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Таким образом, указанный федеральный закон регулирует порядок предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, к которым Михеев А.В. не относится.
Из материалов дела следует, что на учет для получения единовременной социальной выплаты, Михеев А.В. поставлен на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, в связи с чем ссылка на Федеральный закон от 23.04.2018 N 247-ФЗ необоснованна и подлежит отклонению.
Положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ для сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, не предусмотрено.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░.░░.░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ – ░.░., ░. ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ (░.░. ░░░░░░░░)
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-2063/2019 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░.