Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2016 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Приваловой О.В.,
при секретаре Цыбульской К.В.,
с участием прокурора Прыжковой Т.В.,
представителя ответчика Юрьевой Н.А. (устное ходатайство)
и представителя третьего лица Политковской Е.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» к Николаеву Ю. А. о признании распоряжения незаконным и взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» обратился к Николаеву Ю.А. с исковыми требованиями о признании распоряжения незаконным и взыскании неосновательного обогащения.
Свои требования истец в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. <адрес> проведена проверка исполнения трудового, бюджетного законодательства и законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации <адрес>. В ходе проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Николаев Ю.А., на основании распоряжения и.о.главы <адрес> ФИО от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнял полномочия главы администрации <адрес>. На основании распоряжения и.о.главы администрации <адрес> Николаева Ю.А. от 28.04.2014г. №-к временно исполняющий обязанности главы администрации <адрес> Николаев Ю.А. премирован в связи с юбилейной датой (50-летие со дня рождения) в размере <данные изъяты>. Премия получена Николаевым Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ Указанное распоряжение противоречит п. 3.9 Положения об оплате труда и п. 2.9 Положения о премировании, поскольку по смыслу указанных норм муниципальных правовых актов распоряжение о премировании и.о.главы администрации <адрес> издается и подписывается главой района, являющегося по отношению к главе администрации района представителем нанимателя. Право Николаева Ю.А. на получение премии в связи с юбилейной датой установлено положением о премировании, однако процедура премирования была им нарушена, в связи с чем просит признать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-к незаконным и взыскать с Николаева Ю.А. в бюджет муниципального образования «<адрес>» неосновательное обогащение в виде незаконно полученной в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-к премии в размере <данные изъяты>.
Ответчик Николаев Ю.А., действуя в судебном заседании лично и через своего представителя Юрьеву Н.А., исковые требования не признал в полном объеме, мотивировав свою позицию тем, что умысла либо недобросовестности в его действиях не имеется. При принятии его на работу на должность зам.главы администрации <адрес> с ним был заключен трудовой договор, какие-либо соглашения, контракты при возложении полномочий главы администрации района с ним не заключались. С должностной инструкцией, Положениями об оплате труда и о премировании его не знакомили. О том, что у него имеется право на получение премии в связи с юбилейной датой и полномочия на издание распоряжения о премировании он узнал от сотрудника отдела кадров Мавриной. Полагает распоряжение от 28.04.2014г. № 53-к законным и обоснованным, изданным в рамках предоставленных ему полномочий.
Представитель третьего лица администрации <адрес> Политковская Е.А. в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными по тем основаниям, что Николаев Ю.А., имея право на получение премии в связи с юбилейной датой, нарушил процедуру премирования, самостоятельно издав распоряжение о премировании.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2, 6 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В силу ч. 6.1 ст. 37 данного Закона, глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из ст. 26 указанного Закона виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями <адрес> является выборным высшим должностным лицом района. <адрес> является исполнительно-распорядительным органом района, подконтрольным районному Совету депутатов. Руководство деятельностью администрации осуществляет глава администрации района, которым является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Контракт с главой администрации района заключается главой района.
Глава администрации, муниципальные служащие и иные работники структурных подразделений администрации района, не наделенные правами юридических лиц, составляют аппарат администрации. Расходы на содержание администрации района включаются в бюджет муниципального района отдельной строкой (ст. 45 Устава).
К полномочиям главы администрации района относятся, в том числе, назначение и увольнение с должности должностных лиц администрации (п.2 ст. 43 Устава), осуществление приема на работу и увольнение работников аппарата администрации, применение к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности (п. 12 ст. 41 Устава).
Глава администрации для реализации полномочий осуществляет самостоятельную властно-распорядительную деятельность в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов (ст. 2, 14 Устава).
Глава администрации района в пределах своей компетенции, а также компетенции администрации сельсовета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных переданных государственных полномочий, а также распоряжения администрации по вопросам организации деятельности администрации района (ч. 1 ст. 42 Устава)
В силу пунктов 5, 9 ст. 18 Устава, в полномочия главы района входят следующие вопросы: заключение контракта с главой администрации района, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными и краевым законами, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов.
При этом, согласно ст. 73 Устава (в редакции от 11.05.2010 г.), все акты органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе, решения районного Совета депутатов, постановления и распоряжения главы администрации района, приказы руководителей органов и структурных подразделений районной администрации принимаются на основе и в соответствии с настоящим Уставом. В случае противоречия между положениями настоящего Устава и иными актами органов и должностных лиц местного самоуправления действуют и применяются положения настоящего Устава. Решения районного Совета депутатов, акты главы района и другие правовые акты органов местного самоуправления района, действовавшие до вступления в силу настоящего Устава, сохраняют силу в части, не противоречащей настоящему Уставу.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>», п. «ж» ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предельных нормативах размеров оплаты труда муниципальных служащих» (действовавшего на момент спорных правоотношений и утратившего силу ДД.ММ.ГГГГ) в состав денежного содержания муниципального служащего включаются премии.
На основании ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № премирование муниципальных служащих осуществляется в соответствии с положением о премировании, утвержденным муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В этой связи, решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи должностных лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы <адрес>.
Согласно п. 6 раздела 1 Положения премирование должностных лиц производится распоряжением руководителя соответствующего органа исполнительной власти <адрес>.
Муниципальным служащим выплачиваются следующие виды премий: за выполнение заданий особой важности и сложности, за долголетнюю и плодотворную работу; в связи с юбилейной датой (п. 2.1 раздела 2 Устава).
Конкретные размеры премии муниципальным служащим определяются в переделах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничиваются (п. 2.5 раздела 2 Устава).
Согласно п. 2.9 раздела 2 Положения премирование муниципальных служащих района производится актом представителя нанимателя.
Как следует из материалов дела, в соответствии с <адрес> в редакции от 26.12.2006г. (действовавшей на момент принятия Положения о премировании), структуру органов местного самоуправления <адрес> составляют: представительный орган <адрес> Совет депутатов, <адрес> и исполнительно-распорядительный орган –администрация <адрес>.
В соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденной Законом Красноярского края от 27.12.2005 г. № 17-4354 «О Реестре должностей муниципальной службы», должность главы администрации <адрес> является должностью муниципальной службы.
<адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ введена отдельная должность главы администрации <адрес>.
Согласно п. 10 ст. 40, п. 15 ст. 41 Устава исполнение полномочий главы администрации района в случае его отсутствия возлагается на первого заместителя главы администрации района, а при его отсутствии на одного из заместителей главы администрации района.
В период с 08.08.2013г. по 12.05.2014г. Николаев Ю.А., на основании распоряжения и.о.главы <адрес> ФИО от 08.08.2013г. №, исполнял полномочия главы администрации <адрес>. Как следует из трудового договора № от 01.10.2012г. Николаев Ю.А. был принят на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы администрации <адрес> по развитию села. При возложении на него обязанностей главы администрации района каких-либо дополнительных соглашений к трудовому договору не заключалось. С должностной инструкцией, Положениями об оплате труда выборных должностных лиц и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы <адрес> и о премировании Николаев Ю.А. ни при заключении трудового договора, ни при возложении обязанностей главы администрации района ознакомлен не был, что не оспаривается сторонами.
На основании распоряжения и.о.главы администрации <адрес> Николаева Ю.А. от 28.04.2014г. №-к временно исполняющий обязанности главы администрации <адрес> Николаев Ю.А. премирован в связи с юбилейной датой (50-летие со дня рождения) в размере <данные изъяты>, указанная сумма получена Николаевым Ю.А. 16.05.2014г..
Из <адрес> следует, что до введения должности главы администрации района полномочия главы администрации района выполнялись главой района, который на основе единоначалия осуществлял руководство администрацией района. Таким образом, глава района являлся главой администрации района (пп.2 п.5 ст. 32 Устава в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
В этой связи, Положение об оплате труда выборных должностных лиц и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы <адрес> от 08.02.2006г. и Положение о премировании от 29.04.2008г. действовали относительно полномочий главы района, который одновременно на тот момент являлся главой администрации района, при этом отдельной должности главы администрации района не было.
Затем, в связи с введением в 2010 году должности главы администрации района, как должностного лица, назначаемого по контракту на конкурсной основе, Положения об оплате труда и о премировании в части основания для выплаты премии муниципальным служащим, в том числе и главе администрации района в виде распоряжения главы района, начало противоречить Уставу в новой редакции, поскольку полномочия по поощрению и применению дисциплинарных взысканий к муниципальным служащим стали относиться к полномочиям главы администрации района.
При этом в Уставе (действующем как на момент введения отдельно должности главы администрации сельсовета, так и в текущей редакции) в полномочия главы района не включены вопросы относительно мер поощрения (премирования) и мер дисциплинарного взыскания относительно как муниципальных служащих в целом, так и отдельно главы администрации сельсовета.
Как следует из справки администрации <адрес>, с момента утверждения изменения в Положение об оплате труда вносились лишь в части изменения должностных окладов муниципальных служащих, изменение в Положение о премировании не вносились.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Николаев Ю.А., являясь муниципальным служащим – заместителем главы администрации района, исполняющим обязанности главы администрации района, при вынесении оспариваемого распоряжения о премировании действовал в пределах предоставленных ему полномочий, предусмотренных п. 12 ст. 41 и ст. 73 Устава.
Кроме того, взыскиваемые денежные средства (премия главы администрации) являются заработной платой ответчика, которая начислена ему в соответствии с действующим Уставом и трудовым договором, что не противоречит федеральному и региональному законодательству, выплата данной премии не является причинением работодателю прямого действительного ущерба, так как не подпадает под понятие ущерба, возникшего вследствие причинения вреда при исполнении работником трудовых обязанностей, и не является убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ, а также вредом, причиненным действиями лица по основанию, предусмотренному ст. 1064 ГК РФ, либо неосновательным обогащением по смыслу ст. 1102 ГК РФ. Предусмотренные ст. 243 ТК РФ основания для привлечения ответчика к полной материальной ответственности также отсутствуют.
Кроме того, главе <адрес> о произведенной выплате было известно в ноябре 2014 года при получении акта проверки контрольно-счетной палаты, мер к взысканию суммы полученной премии им не предпринималось. Помимо этого в правовых актах, регулирующих вопрос о премировании (Устав, Положение о премировании), не содержится указания о форме волеизъявления главы района о премировании главы администрации.
Доказательства того, что в результате данной выплаты администрацией муниципального образования превышены нормативы формирования расходов на оплату труда и фонд оплаты труда, отсутствуют. Средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств фонда оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое расходование бюджетных средств.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным и взыскания суммы полученной ответчиком премии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах муниципального образования «<адрес>» к Николаеву Ю. А. о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к незаконным и взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученной в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-к премии в размере <данные изъяты> - отказать.
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:судья Привалова О.В.