Решение по делу № 33-5736/2018 от 23.04.2018

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Дудусов Д.А.                     Дело № 33-5736/2018

А-093г

30 мая 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.

с участием прокурора Воротынской О.О.

при секретаре Корнийчук Ю.П.

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Третьяковой Галины Андреевны к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска и Финансовому Управлению Администрации г. Минусинска, Правительству Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края о возмещении убытков

по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Красноярского края – Волковой Н.А.

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 24 августа 2017 года, которым постановлено:

«Взыскать в пользу Третьяковой Галины Андреевны с Красноярского края в лице Министерства Финансов Красноярского края за счет средств казны Красноярского края сумму причиненных убытков в размере 4379 рублей 61 копейка.

В удовлетворении остальной части исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Третьяковой Галины Андреевны к муниципальному образованию г. Минусинск в лице Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска и Финансового Управления Администрации г. Минусинска, Красноярскому краю в лице Правительства Красноярского края и Министерства Финансов Красноярского края о взыскании суммы причиненных убытков - отказать.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Минусинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Третьяковой Г.А., обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к УСЗН администрации г. Минусинска, Министерству финансов Красноярского края, Правительству Красноярского края, Финансовому управлению администрации г. Минусинска о взыскании в солидарном порядке с муниципального образования г. Минусинск в лице Финансового управления администрации г. Минусинска за счет средств муниципальной казны г. Минусинска и с Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края за счет средств казны Красноярского края суммы причиненных убытков в размере 4827 рублей 61 копейка.

Требования мотивированы тем, что Третьякова Г.А. является инвалидом 1 группы, с мая 2015 года зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.

Материальный истец в соответствии с нормами Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на 50% скидку по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг.

Для реализации предоставленного законом права, истец обратилась с соответствующим заявлением в УСЗН администрации г. Минусинска, однако в период с 01.10.2015 года до 01.11.2016 года ей не предоставлялись меры социальной поддержки как инвалиду 1 группы на оплату коммунальных услуг в размере 50 % платы за отопление и горячее водоснабжение в связи с тем, что дом по <адрес>, в котором проживает Третьякова Г.А., оборудован газифицированным отоплением (отопление и горячая вода подаются собственной котельной на газу), и органами законодательной и исполнительной власти Красноярского края до 01.11.2016 года не были утверждены нормативы потребления на отопление в многоквартирном доме с газифицированным отоплением. Расчет субсидий в УСЗН администрации г. Минусинска производится на основании сведений о полном начислении квартирной платы, предоставляемой обслуживающей или управляющей компанией и выплачивается за текущий месяц исходя из начислений предыдущего месяца. В следующем месяце производится корректировка выплаченных субсидий с учетом фактического начисления жилищно-коммунальных услуг.

Минусинский межрайонный прокурор полагает, что в результате бездействия органов исполнительной и законодательной власти Красноярского края, своевременно не утвердивших норматив потребления на отопление с использованием природного газа, УСЗН администрации г. Минусинска было лишено возможности производить расчет субсидии, в связи с чем Третьяковой Г.А. были понесены расходы, которые она не должна была нести при предоставлении ей указанной меры, за период с 01.10.2015г. по 31.10.2016г. в общей сумме 4827,61 руб., что составляет 50% от реально оплаченной стоимости отопления и горячего водоснабжения.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Красноярского края – Волкова Н.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Воротынскую О.О., полагавшую, что имеются основания для отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Третьякова Г.А. является инвалидом 1 группы бессрочно, кроме того, является членом семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.

Третьякова Г.А. зарегистрирована и проживает в <адрес> многоквартирного жилого дома по <адрес> края.

Материальному истцу были назначены меры социальной поддержки по более выгодному основанию - как члену семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. В период с 01.10.2015 года по 31.10.2016 года Третьяковой Г.А. не предоставлялись меры социальной поддержки в виде 50% оплаты за отопление, поскольку в указанный период отсутствовали утвержденные в установленном законом порядке нормы потребления, обязанность по установлению которых возложена на органы исполнительной власти Красноярского края.

Полагая, что меры социальной поддержки в виде 50% оплаты за отопление в спорный период не были предоставлены ей без законных на то оснований, материальный истец обратилась к Минусинскому межрайонному прокурору, который в ее интересах обратился в суд с иском о защите нарушенного права истца.

Разрешая исковые требования Минусинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Третьяковой Г.А., о взыскании в пользу материального истца суммы причиненных убытков в размере 4827,61 руб. и частично их удовлетворяя, суд, установив, что бездействием органов исполнительной власти Красноярского края материальному истцу были причинены убытки в виде уплаты за отопление, с учетом предоставления Третьяковой Г.А. меры социальной поддержки за горячее водоснабжение в размере 983 рубля, пришел к выводу, что размер причиненных истцу убытков составил 4379,61 коп., и возложил обязанность по их возмещению на Министерство финансов Красноярского края за счет казны Красноярского края.

Соглашаясь с выводом суда о размере причиненных Третьяковой Г.А. убытков, поскольку он соответствует как установленному нормативу потребления, так и фактически понесенным истцом расходам по оплате за отопление за спорный период, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении обязанности по их возмещению на Министерство финансов Красноярского края за счет казны Красноярского края, полагая, что судом в данном случае были неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки инвалидов предусмотрены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к числу которых относится компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

-платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

-оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Согласно статье 31 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 21Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр) общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе, членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

-платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм. установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ и статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ полномочия по предоставлению меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

В соответствии с пунктом «ш» статьи 61 Устава Красноярского края если нормативное правовое регулирование согласно федеральным нормативным правовым актам прямо поручается субъекту Российской Федерации или его органам государственной власти без отнесения этого регулирования к компетенции конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то такое нормативное правовое регулирование отнесено к компетенции Законодательного Собрания Красноярского края.

Вышеуказанное полномочие Красноярского края до 31.11.2016 года было реализовано Законодательным Собранием Красноярского края посредством принятия Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4283 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края». После чего Законодательное Собрание Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 16.06.2016 года № 10-4669 о внесении изменений в статью 1 Закона края «Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области предоставления коммунальных услуг и снабжения коммунальными ресурсами» и признании утратившим силу Закона края «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края» наделило Правительство Красноярского края, в том числе, полномочием на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению, применяемым для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета.

В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 16.06.2016 года № 10-4669 Закон края от 24.12.2009 года № 9-4283 утратил силу с 01.11.2016 года.

Согласно статье 3 Закона Красноярского края № 10-4669 нормативные правовые акты Правительства Красноярского края об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению подлежали принятию до 01.11.2016 года.

Постановление Правительства Красноярского края от 11.10.2016 № 523-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению на территории Красноярского края» вступило в силу 01.11.2016 года, в связи с чем, компетенция Правительства Красноярского края по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению, применяемых для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, была реализована точно в сроки, установленные Законодательным Собранием Красноярского края.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ для возложения ответственности на казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования за вред, причиненный незаконными властными действиями, необходимо наличие полного состава гражданского правонарушения в действиях должностных лиц этих органов.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Правительство Красноярского края своевременно в соответствии со сроками установленными законом Красноярского края реализовало свои полномочия по утверждению нормативов потребления. Указанный вывод суда свидетельствует об отсутствии в действиях органа исполнительной власти края состава гражданского правонарушения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом правовые основания для возложения обязанности по возмещению убытков, причиненных материальному истцу, на казну Красноярского края.

Кроме того, при разрешении заявленных требований, судом первой инстанции не было принято во внимание, что в силу положений статьи 28.2 Закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 09.12.2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки социального обслуживания граждан» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края (за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов) наделены государственными полномочиями по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»

Согласно статье 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 предоставление социальной поддержки инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрена в форме субсидий.

Процедура предоставления органами местного самоуправления государственной услуги по переданным полномочиям по назначению мер социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе, инвалидам, установлена Административным регламентом предоставления государственной услуги по назначению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 15.06.2016 № 82-Н. Исходя из пункта 79 Административного регламента решение о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принимает орган местного самоуправления, в силу пункта 80 Административного регламента указанную субсидию выплачивает краевое государственное казенное учреждение, уполномоченное на исполнение публичных обязательств в сфере социальной поддержки населения.

Согласно пункту 1.2 Положения об управлении социальной защиты населения администрации города Минусинска, утвержденного решением Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 12.11.2013 года № 11-106р, управление социальной защиты населения администрации города Минусинска является органом местного самоуправления, подотчетным администрации города Минусинска, который в сфере социальной защиты населения осуществляет исполнение переданных государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения.

Таким образом, обязанность по назначению мер социальной поддержки в размере, установленном законом, возложена на УСЗН администрации г. Минусинска, которое с целью реализации предоставленных ему полномочий обязано было разрешить вопрос о назначении истцу такой субсидии, в связи с чем отказ ответчика со ссылкой на правовую неурегулированность является несостоятельным и не мог являться основанием для отказа в предоставлении такой субсидии, тем более, что в спорный период действовал Закон Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4283 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края» которым предусматривались нормативы потребления газа на подогрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение и отопление многоквартирного жилого дома, в котором проживает истец, производится автономно от газового котла.

Кроме того, в соответствии со ст. 18.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 « О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» при определении размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных настоящим Законом, предоставляемых в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, до утверждения органом государственной власти края нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отдельных услуг (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод, тепловая энергия) применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в отношении соответствующих коммунальных услуг.

Доказательств того, что орган местного самоуправления в пределах своих полномочий предпринимал все необходимые меры для назначения истцу субсидии за спорный период, суду первой инстанции и апелляционной инстанции представлено не было.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что правоотношения по назначению субсидии, предусмотренной законом по оплате за жилье и коммунальные услуги, возникли между истцом и УСЗН администрации г. Минусинска и по вине последнего у истца образовались убытки в виде оплаты соответствующих услуг в большем, чем предусмотрено законом, размере.

Таким образом, надлежащим ответчиком по требованиям прокурора в интересах Третьяковой Г.А. являлся орган местного самоуправления, на который в силу закона края возложенная обязанность по назначению мер социальной поддержки, каковым является УСЗН администрации г.Минусинска, с которого и подлежали взысканию убытки. Возражения ответчика УСЗН администрации г. Минусинска относительно того, что выплата субсидий производится специально созданным «Центром социальных выплат Красноярского края», судебная коллегия считает не состоятельными, поскольку указанный центр производит только выплату денежных средств получателю льгот по решению, которое принимается УСЗН муниципального образования. Без соответствующего решения о назначении субсидии и размера данной субсидии, у выплатного органа отсутствуют основания самостоятельно предоставлять меры социальной поддержки в виде субсидий на оплату.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска в пользу Третьяковой Г.А. в возмещение убытков 4379,61 руб. и отказе в удовлетворении исковых требований к Правительству Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края, Финансовому управлению администрации г. Минусинска.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 24 августа 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым взыскать с Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска в пользу Третьяковой Галины Андреевны в возмещение убытков 4379 рублей 61 копейку.

В удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Третьяковой Г.А. к Правительству Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края, Финансовому управлению администрации г. Минусинска о возмещении убытков - отказать.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

         Баимова И.А.

33-5736/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
минусинский межрайонный прокурор
Третьякова Г.А.
Ответчики
УСЗН Администрации г. Минусинска
Министерство Финансов КК
Правительство КК
Другие
Министерство социальной политики Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
30.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее