Судья Кипятков К.А. |
№ 33-800/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2017 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Стракатовой З.Е., Савельевой Н.В.
при секретаре Кувшинове В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 декабря 2016 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку по тем основаниям, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в лесной зоне вдоль автомобильной дороги, ведущей от ул. Сулажгорская к Суоярвскому шоссе, в районе участка №1 Сулажгорского кладбища расположена несанкционированная свалка отходов (северная широта 61°48’20,56; восточная долгота: 34°14’33,9). Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Ссылаясь на положения Федеральных законов от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 06 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Карельский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать администрацию Петрозаводского городского округа в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа вдоль автомобильной дороги, ведущей от ул. Сулажгорская к Суоярвскому шоссе, в районе участка №1 Сулажгорского кладбища (северная широта 61°48’20,56; восточная долгота: 34°14’33,9).
Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 ноября 2016г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 07 декабря 2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 декабря 2016г. иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен. Суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа вдоль автомобильной дороги, ведущей от ул. Сулажгорская к Суоярвскому шоссе, в районе участка №1 Сулажгорского кладбища с географическими координатамисеверная широта 61°48’20,56; восточная долгота: 34°14’33,9", установив срок исполнения решения суда до 31 мая 2017г.
С решением суда не согласны ответчики.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа Ульянова Ю.В., действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда в части возложения на администрацию Петрозаводского городского округа обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в лесной зоне вдоль автомобильной дороги, ведущей от ул. Сулажгорская к Суоярвскому шоссе, в районе участка №1 Сулажгорского кладбища, и принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях Карельского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении администрации Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку. Указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014г. № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в редакции, действующей с 01 января 2016г.) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к компетенции субъектов РФ. Отмечает, что в силу положений ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Обращает внимание на то, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, полагает, что органы местного самоуправления не правомочны в отсутствие правового регулирования принимать акты по определению рода операторов, поскольку данные полномочия отнесены к органам государственной власти субъекта РФ. Просит учесть, что в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с 01 января 2016г. к полномочиям органов местного самоуправления относится только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Указывает, что на основании Закона Республики Карелия от 04 апреля 2016г. №2007-ЗРК и Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013г. №216-П, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Отмечает, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. С учетом изложенного, считает, что обязанность по ее ликвидации лежит только на Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Наумов А.И., действующий на основании доверенности, просит отменить решение суда в части возложения на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории Петрозаводского городского округа в связи с неправильным определением судом обстоятельств имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права. Указывает, что образование несанкционированной свалки отходов значительной площади и объема на территории Петрозаводского городского округа свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться органом местного самоуправления. Отмечает, что наличие несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего контроля органа местного самоуправления за соблюдением Правил благоустройства, действующих на территории Петрозаводского городского округа. Ссылается на отсутствие каких-либо доказательств о принятии администрацией Петрозаводского городского округа мер по выявлению и пресечению действий по сбросу отходов ли невозможности их принятия, а равно отсутствие сведений, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо иным лицам. Считает, что в силу действующего правового регулирования у администрации Петрозаводского округа имеются обязанность, полномочия и возможность осуществить ликвидацию свалки. Просит учесть, что администрация Петрозаводского городского округа не представила доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер. Выражает мнение, что в настоящее время у Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия отсутствуют правовые и материально-технические возможности для ликвидации несанкционированных свалок, в связи с чем удовлетворение иска приведет к тому, что решение невозможно будет исполнить.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации Петрозаводского городского округа Карельский межрайонный природоохранный прокурор Патарушин А.В. указывает о несогласии с доводами, изложенными в жалобе. Ссылается на то, что согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории, на которых эти отходы находятся. Отмечает, что администрацией Петрозаводского городского округа не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность отходов и мусора каким-либо иным лицам, или свидетельствующих о наличии лиц, виновных в образовании свалки. В связи с чем просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Карельский межрайонный природоохранный прокурор Патарушин А.В. также указывает о несогласии с доводами, изложенными в жалобе. Ссылается на то, что абзацем 16 ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с 01 января 2016г., регламентировано, что к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Отмечает, что постановлением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2016г. № 180-П внесены изменения в положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденное постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013г. №216-П, согласно которым Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия организует деятельность по сбору ( в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В то же время, полагает, что перераспределение полномочий в сфере обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения предусмотренных законом обязанностей. В связи с чем просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, поддержала доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснила, что администрация узнала о данной свалке, когда прокурор обратился с иском в суд. Также указала о несогласии с доводами ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, изложенными в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Черепова И.С., действующая на основании доверенности, поддержала апелляционную жалобу Министерства по мотивам, изложенным в ней. Полагала необоснованными доводы апелляционной жалобы ответчика администрации Петрозаводского городского округа.
Прокурор Иовлев Д.С., указывая на законность и обоснованность постановленного по делу решения, просил его оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.
Представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения представителей ответчиков администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С., Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Череповой И.С., прокурора Иовлева Д.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Указанные положения развивают установленное ст.ст. 41 и 42 Конституции РФ право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории общего пользования Петрозаводского городского округа установлено, что в лесной зоне вдоль автомобильной дороги, ведущей от ул. Сулажгорская к Суоярвскому шоссе, в районе участка №1 Сулажгорского кладбища расположена несанкционированная свалка отходов (северная широта 61°48’20,56; восточная долгота: 34°14’33,9).
Обстоятельства наличия несанкционированной свалки, ее местоположение подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле и фактически не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Указанная территория свободна от прав третьих лиц, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиками не представлены доказательства передачи ее физическим или юридическим лицам
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе, по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся полномочия разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с 01 января 2016г., регламентировано, что к полномочиям регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04 апреля 2016 г. № 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления" к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, относится, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013г. № 216-П, введенного постановлением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2016г. №180-П, указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.
Каких-либо оснований освобождения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей законодатель не установлено.
Учитывая обстоятельства дела, дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки как на администрацию Петрозаводского городского округа, так и на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
При этом судебная коллегия учитывает, что разрешение настоящего спора не зависит от момента возникновения несанкционированной свалки, принимая во внимание, что она до настоящего времени не ликвидирована.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, фактов, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее требованиям норм материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для его отмены, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, ответчиками в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 декабря 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи