Дело № 2-338/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2015 года г. Онега
Онежский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Яровицыной Д.А.
с участием прокурора Андрианова И.В.,
при секретаре Ильиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Онежского межрайонного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Порожское» о возложении обязанности организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации,
установил:
и.о. Онежского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования МО «Порожское» о в области жилищного законодательства и устранении нарушений закона.
В обоснование иска указал, что в Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка по информации государственной жилищной инспекции Архангельской области о нарушениях жилищного законодательства администрацией МО «Порожское». В ходе проверки установлено, что в отношении домов, расположенных на территории ст. Вонгуда Онежского района (МО «Порожское») управляющая организация, оказывающая услуги по содержанию и ремонту жилья на территории данного населенного пункта отсутствует. Бездействие администрации МО «Порожское» в части организации и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку перечень жилых домов, подлежащих передаче по результатам открытого конкурса на обслуживание управляющей организации не определен.
В судебном заседании помощник прокурора Андрианов И.В. заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация МО «Порожское» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя не направил. Ранее участвуя в судебном заседании заместитель главы МО «Порожское» Ломтева З.И. не оспаривала, что открытый конкурс по отбору управляющей компании в отношении домов расположенных на территории ст. Вонгуда Онежского района не проводился, однако указала, что поскольку жилые дома не переданы в муниципальную собственность МО «Порожское», то Администрация не являясь их собственником не должна проводить соответствующий конкурс.
Третьи лица МУП «Порожская УК», МУА «Устькожская УК» о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом, своих представителей не направили, возражений и ходатайств не представили.
Третье лицо ОАО «РЖД» извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, согласно представленного возражения представитель ОАО «РЖД» указывает, что на территории ст. Вонгуда Онежского района жилых домом составляющий на балансе Общества не имеется.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 5,6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При этом в силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения органом местного самоуправления отрытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75.
Согласно п. 3 данных Правил конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами.
Таким образом, основанием для проведения конкурса органами местного самоуправления является факт того, что собственниками помещений многоквартирного дома не выбран способ управления домом.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Онежской межрайонной прокуратурой проверки по информации государственной жилищной инспекции Архангельской области по факту исполнения администрацией МО «Порожское» требований жилищного законодательства, было установлено, что в отношении домов, находящихся на территории ст. Вонгуда Онежского района способ управления многоквартирным домом не выбран и не реализован, администрацией МО «Порожское» соответствующий конкурс по отбору управляющей организации в отношении таких домов до настоящего времени не проведен и данные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика в процессе рассмотрения дела.
Доказательств того, что собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории ст. Вонгуда Онежского района выбран способ управления домами, суду вопреки ст. 56 ГПК РФ не представлено и судом в процессе рассмотрения дел не добыто.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, проверив обоснованность доводов заявления, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Неисполнение администрацией МО «Порожское» обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории поселения нарушает жилищные права граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории названного муниципального образования, поскольку отсутствие управляющей организации, оказывающей услуги по содержанию и ремонту жилья на территории ст. Вонгуда Онежского района приводит к ухудшению технического состояния строительных конструкций жилых домов.
Доказательств, об имеющихся законных основаниях к неисполнению обязанности по решению указанного вопроса местного значения у администрации МО «Порожское», а также обстоятельств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения названной обязанности, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Довод представителя ответчика заместителя главы МО «Порожское» о том, что поскольку жилые дома не переданы в муниципальную собственность МО «Порожское», то Администрация не являясь их собственником не должна проводить соответствующий конкурс по отбору управляющей организации, суд находит несостоятельным, поскольку основан на неправильном понимании норм права и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из вышеуказанных норм права проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории поселения вне зависимости от его принадлежности является обязанностью администрации МО «Порожское».
При этом суд отмечает, что согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В указанном выше Приложении 3 поименованы объекты, относящиеся к муниципальной собственности, а именно жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Главы МО «Город Онега и Онежский район» от 24.09.1997 года №4524 дистанцией гражданских сооружений ОАО «РЖД» на баланс Кокоринской сельской администрации переданы жилые дома №1, 2 ст. Вонгуда. Согласно выписки из реестра объектов недвижимости МО «Онежское» и МО «Онежский муниципальный район» жилые дома, расположенные на ст. Вонгуда не являются муниципальной собственностью МО «Онежский муниципальный район».
Исходя из положений ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан.
При этом, отсутствие оформления в установленном законом порядке права муниципальной собственности на указанные дома не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в них в том числе и на благоприятные условия проживания.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – в течении месяца со дня вступления данного решения в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление и.о. Онежского межрайонного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Порожское» о возложении обязанности организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования МО «Порожское» в части организации и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления жилыми домами, расположенными на территории станции Вонгуда Онежского района Архангельской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Порожское» в течении месяца со дня вступления решения в законную силу организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории станции Вонгуда Онежского района Архангельской области.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Онежский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Яровицына
...
...