Решение по делу № 33-3371/2016 от 16.03.2016

судья Варнавская Л.С. дело № 33-3371/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Параскун Т.И.,

судей Довиденко Е.А., Храмцовой В.А.,

при секретаре Добротворской В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Иванчиной Людмилы Алексеевны на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 января 2016 года по делу по иску Иванчиной Людмилы Алексеевны к администрации Центрального района г.Барнаула, территориальному управлению мкр. Затон, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о признании действий незаконными, возложении обязанности по включению в список, выплате компенсации на ремонт дома.

Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иванчина Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Центрального района г. Барнаула, территориальному управлению мкр. Затон, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о признании действий незаконными, возложении обязанности по включению в список, выплате компенсации на ремонт дома.

В обоснование требований истец указала, что с 2002 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который нуждается в проведении капитального ремонта вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в мае-июне 2014 года.

Истец обратилась в территориальное управление мкр. Затон с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта указанного жилого помещения, поврежденного в результате паводка.

Вместе с тем комиссия администрации Центрального района г. Барнаула приняла решение об отказе истцу в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поскольку в собственности Иванчиной Л.А. имеется другое жилое помещение.

По мнению истца, решение комиссии незаконно, так как она является собственником пострадавшего в результате паводка жилого помещения и в период чрезвычайной ситуации проживала в нем со своей семьей.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просила суд признать действия администрации Центрального района г.Барнаула по отказу включить дом по <адрес>, в списки на капитальный ремонт дома незаконными; признать действия территориального управления мкр. Затон по нарушению сроков рассмотрения заявления истца на капитальный ремонт указанного дома незаконными; обязать администрацию Центрального района г.Барнаула внести этот дом в списки домов на капитальный ремонт, пострадавших от чрезвычайной ситуации; обязать Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу выплатить истцу компенсацию на капитальный ремонт названного дома, пострадавшего от чрезвычайной ситуации 2014 г., на полные квадратные метры, без округления числа (с учетом уточнения).

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14.01.2016 исковые требования Иванчиной Л.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Иванчина Л.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Ссылаясь на ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), указывает, что суд пришел к выводу, что на момент объявления режима чрезвычайной ситуации в собственности истца имелась ? доли на квартиру по <адрес>, которая не попала в зону затопления и пригодна для проживания.

Доля в праве собственности на квартиру по <адрес>, не может являться компенсацией за ущерб, причиненный паводком жилому дому по <адрес>.

Целью социальной поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по месту проживания и нахождения имущества.

Ссылка суда на ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уже подтверждает право истца на получение выплаты.

Кроме того, истец ссылается на решение Алтайского краевого суда от 14.09.2015 по делу № 3-171/2015-М-227/2015, которым абз.4 п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капительного ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 № 234, признан противоречащим федеральному законодательству.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Иванчина Л.А. поддержала доводы жалобы.

Представитель Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу Морозова А.Н. просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще в связи с чем, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников по делу, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10.09.2014 № Пр-2166 постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 № 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.

В силу положений пункта 4 Правил предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:

а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда;

б) наличие списков граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в) наличие перечня многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п.п. «а» п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

В результате паводка в мае-июне 2014 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края, в связи с чем Администрацией Алтайского края приняты постановления от 29.05.2014 № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 04.06.2014 № 264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».

Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от 02.06.2014 № 512 на территории мкр. Затон введена чрезвычайная ситуация.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванчина Л.А. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права (л.д.***).

Факт проживания истца по данному адресу на день объявления режима чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года установлен решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09.07.2014 (л.д***).

Вышеуказанный жилой дом находился в зоне затопления, что подтверждается актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной последствием паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года, от 18.06.2014 (л.д.***).

10.07.2015 истец обратилась в территориальное управление мкр. Затон с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по <адрес>.

Решением комиссии администрации Центрального района г. Барнаула истцу отказано в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поскольку в собственности Иванчиной Л.А. имеется другое жилое помещение пригодное для проживания (л.д.***).

Судом установлено и стороной истца не оспаривалось, что с 23.12.2009 Иванчина Л.А. является собственником *** доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью *** кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.***).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа всех полученных доказательств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года и на момент обращения с заявлением о предоставлении выплаты Иванчина Л.А. имела в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения, а также представленным в суд доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы жалобы о том, что целью социальной поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по месту проживания и нахождения имущества не влекут отмену постановленного решения и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Выделяемые бюджетные средства предназначены для частичного покрытия расходов и оказания гражданам финансовой помощи на капитальный ремонт в связи с повреждением единственного жилого помещения.

Во всех остальных случаях, при наличии в собственности, либо в пользовании иных жилых помещений, собственники самостоятельно несут бремя восстановления пострадавшего жилого помещения, поскольку оснований для возмещения ущерба за счет средств бюджета Российской Федерации не имеется.

Принимая во внимание, что дом по <адрес> не является для истца единственным жилым помещением, принадлежащим ей на праве собственности и пригодным для проживания, ссылка в жалобе на факт проживания истца по данному адресу не опровергает выводов суда, поскольку иное противоречило бы п.п. «а» п.5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2015 № 447.

В качестве основания к отмене решения истец ссылается на решение Алтайского краевого суда от 14.09.2015, которым признан недействующим абз. 4 п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 № 234.

Вместе с тем ссылка на данное решение не имеет правового значения, поскольку определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 № 51-АПГ15-28 решение Алтайского краевого суда от 14.09.2015 отменено, так как выводы о несоответствии федеральному законодательству абз. 4 п. 4 Порядка основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Иванчиной Людмилы Алексеевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3371/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Иванчина Л.А.
Ответчики
УСЗН г.Б.
ТУ м.З.
Администрация Центрального р-на
Другие
Плешков А.В.
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Параскун Тамара Ивановна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
30.03.2016Судебное заседание
30.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее