1
№ 5-2425/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Москва 03 декабря 2019 года
Судья Люблинского районного суда г. Москвы Кузнецов В.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Ашурова С.С., паспортные данные, гражданина Республики Узбекистан, временно зарегистрированного по адресу: ..., по правонарушению, предусмотренному ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В Люблинский районный суд г. Москвы 29 ноября 2019 года из ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве поступил протокол и материал об административном правонарушении в отношении Ашурова С.С. по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в силу ст. 29.1 и ч. 4 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья выясняет, правильно ли составлены протокол об административном, а также правильно ли составлены иные материалы дела. В случае выявления недостатков, принимает решение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, из представленных материалов следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Ашурова С.С. и материал составлены с существенными нарушениями.
В соответствии п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что 05 июня 2019 года в 01 час. 24 мин. водитель Ашуров С.С., управляя автомашиной марки «...» с регистрационный знак ТС, в г. Москве следовал по проезжей части ул. Краснодарской, со стороны Тихорецкого бульвара, в направлении ул. Совхозная, где на в районе дома 51/2 по ул. Краснодарская, при перестроении из левого ряда в правый ряд не уступил дорогу мотоциклу «...» с регистрационный знак ТС под управлением водителя Ш. И.А., двигавшемуся прямо без изменения направления движения, в результате чего произошло ДТП, в результате которого согласно заключению судебно-медицинской экспертизы Ш. И.А. причинен вред здоровью средней тяжести.
Кодекс РФ об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении сведений составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно правил пп. 1 - 2 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Согласно п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 234 почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).
При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Согласно п. 35 указанных Правил почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: по заявлению отправителя; при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса адресата; при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Как усматривается из материалов, представленных в суд, 26 ноября 2019 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, составлен должностным лицом – инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве в отношении Ашурова С.С., в отсутствие привлекаемого лица или его защитника (л.д. 38).
При этом, согласно информации с сайта наименование организации pochta.ru и почтовому идентификатору № ... извещение о составлении протокола на 26 ноября 2019 года на 10 час. 00 мин., направлялось в адрес Ашурова С.С. 05 ноября 2019 года, прибыло в место вручения 08 ноября 2019 года, где находится в отделении почтовой связи по настоящее время. При этом сведений о попытках вручения данного извещения не имеется.
Кроме того, в материалах дела также содержатся сведения о направлении Ашурову С.С. 05 ноября 2019 года еще одного извещения о составлении протокола на 26 ноября 2019 года на 10 час. 00 мин. (почтовый идентификатор № ...). Согласно информации с сайта наименование организации pochta.ru данное извещение прибыло в место вручения 07 ноября 2019 года, неудачная попытка его вручения имела место только один раз 08 ноября 2019 года в 13 час. 45 мин. По настоящее время данное извещение находится в отделении почтовой связи.
Указанное свидетельствует о том, что извещения в адрес Ашурова С.С. на составление протокола об административном правонарушении нельзя признать надлежащим.
Доказательств того, что данные извещения Ашуровым С.С. были получены до составления протокола (или о том, что они вернулись административному органу по истечении 30 дней хранения) и он знал о назначении даты составления в отношении него протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве не располагало сведениями о надлежащим извещении Ашурова С.С. о месте и времени его составления.
Принимая решения о возможности составления протокола об административном правонарушении 26 ноября 2019 года, должностные лицо – инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, располагавший только сведениями о прибытии извещения в место вручения и наличии одной неудачной попытки вручения, не учел, что Правилами порядка оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 234, предусмотрено, что почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи, а при неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст. 28.2, ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права Ашурова С.С. на защиту.
Кроме того, суд обращает внимание на неполноту действий административного органа при осуществлении административного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия.
Так, 11 июня 2019 года инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту причинения телесных повреждений, образовавшихся в результате дорожного-транспортного происшествия, состоявшегося между двумя транспортными средствами 05 июня 2019 года (л.д. 11).
Также в материалах дела имеется определение инспектора взвода ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 05 июня 2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в котором отражено, что проведение административное расследование обусловлено противоречивыми показаниями водителей Ашурова С.С. и Ш. И.А., а также необходимостью просмотра видеозаписей с камер наружного видеонаблюдения (л.д. 8).
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Вместе с тем, в ходе административного расследования, при наличии противоречий в пояснениях участников дорожно-транспортного происшествия, должностным лицом административного органа не выполнены необходимые действия по установлению обстоятельств вмененного Ашурову С.С. административного правонарушения, а именно: осмотр места происшествия произведен без участников дорожно-транспортного происшествия и без фотофиксации местности (л.д. 4-5); не осмотрены автомашина и мотоцикл, участвующие в ДТП, с целью установления наличия у них повреждений и их локализации; не истребованы сведения о наличии или отсутствии записей камер наружного наблюдения на участке проезжей части в районе дома 51/2 по ул. Краснодарская в г. Москве, где произошло ДТП, при том, что возбуждая дело об административном правонарушении инспектор ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве сам указал о необходимости истребования данных видеозаписей; не установлены и не опрошены сотрудники ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, которые, согласно рапорта инспектора ОБ ДПС Разоренова А.В., оформляли 05 июня 2019 года дорожно-транспортное происшествие без пострадавших (л.д. 1).
Кроме того, суд обращает внимание, что в материалах дела имеются иные недостатки, препятствующие суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и принять объективное решение о возможности назначения наказания, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
- справка о дорожно-транспортном происшествии не подписана должностным лицом, ее составившим (л.д. 3);
- в нарушение ч. 51 ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях копии определений от 11 июля 2019 года и 09 августа 2019 года о продлении срока проведения административного расследования Ашурову С.С. и потерпевшему Ш. И.А. не направлялись, что является существенным нарушением (л.д. 73, 74).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неполноте представленных материалов административного дела, а также существенных нарушениях требований закона, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, в связи с чем, административный протокол вместе с иными материалами административного дела подлежит возвращению органу и должностному лицу, составившему протокол.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и дело об административном правонарушении в отношении Ашурова С.С. командиру ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве Яхонтову В.А. для устранения недостатков, указанных в описательно-мотивировочной части определения.
Судья В.С. Кузнецов