Решение по делу № 2-428/2016 ~ М-366/2016 от 31.03.2016

Дело № 2-428/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2016 года                                 г.Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Ализаевой Е.К.

при секретаре Смирновой Е.А.,

с участием помощника прокурора Лихославльского района Боркиной Е.Ю.,

ответчика председателя ТСЖ «Первомайская 18» Павиной З.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Лихославль гражданское дело 2-428/2016 по иску прокурора Лихославльского района в интересах неопределенного круга лиц.

УСТАНОВИЛ:

31 марта 2016 года в Лихославльский районный суд поступил иск прокурора Лихославльского района в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Первомайская 18» об обязывании ТСЖ «Первомайская 18» оказывать коммунальную услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке мест общего пользования в жилом доме <данные изъяты>

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в прокуратуру Лихославльского района поступило обращение жильца дома <данные изъяты> Лихославльского района инвалида II группы о нарушении жилищных прав со стороны ТСЖ «Первомайская-18» в части непроизведения уборки и санитарно- гигиенической очистки мест общего пользования в жилом доме <данные изъяты> района. Подпункт «г» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.206 № 491) в качестве одного из обязательных условий содержания общего имущества предусматривает уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования. Однако услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке мест общего пользования в жилом доме <данные изъяты> не оказываются. Неоказание услуг по уборке и санитарно-гигиенической очистке мест общего пользования в жилом доме № 18 по ул. Первомайской г. Лихославль нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь нарушение нормальной санитарно-эпидемиологической обстановки, нарушает положения ст. 42 Конституции Российской Федерации. Согласно методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) подпунктом «б» п. 4.2.2 Уборка должна производиться с периодичностью, установленной органами исполнительной власти муниципальных образований, согласованной с органами санитарно-эпидемиологической службы. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2- 03.2003 (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание, куда включены: уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями. Таким образом, ТСЖ «Первомайская-18» не осуществляя уборку и санитарно- гигиеническую очистку мест общего пользования в жилом доме <данные изъяты> Лихославльского района нарушает права граждан - жильцов, проживающих в данном доме, лиц временно пребывающих на данной территории, а при наличии муниципального жилого фонда наносит ущерб муниципальному имуществу. В целях защиты прав неопределенного круга лиц в силу ч, 1 СТ. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд. Прокурор просит обязать ТСЖ «Первомайская 18» оказывать коммунальную услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке мест общего пользования в жилом доме <данные изъяты>

В судебном заседании прокурор поддержал требования по основаниям изложенным в иске, просил их полностью удовлетворить.

Ответчик – председатель ТСЖ «Первомайская 18» Павина З.С. пояснила, что с иском не согласна и представила возражения, где указала, что исковые требования прокурора считает незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующему: Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N2 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения. Также в постановлении указано, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления (то есть после 20 апреля 2013 года). Между ТСЖ «Первомайская - 18» и собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> был заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, который был принят на общем собрании и утвержден протоколом голосования 11 марта 2013 года. Перечень работ и услуг, оказываемых ТСЖ «Первомайская - 18» по содержанию и текущему ремонту, также установлен. В данный перечень не входит обязанность ТСЖ «Первомайская - 18» по оказанию услуг по уборке и санитарно-гигиенической очистке мест общего пользования, а также систематическое наблюдение за санитарным состоянием мест общего пользования. Согласно поданному прокурором Лихославльского района исковому заявлению - он действует в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. С данным доводом нельзя согласиться, так как неопределенный круг лиц это такой круг лиц, который нельзя индивидуализировать. Обращение прокурора в суд с настоящим иском не относится к делам в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае направлено на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, установить (индивидуализировать) которых возможно. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Исходя из приведенных положений Закона следует, что правовая возможность прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан возникает только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Сведений, свидетельствующих о том, что жители многоквартирного дома расположенного по адресу: <данные изъяты>, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могли самостоятельно обратиться в суд с соответствующим заявлением, в материалах дела не содержится. Считает, что суд должен был на стадии принятия заявления отказать прокурору в принятии указанного выше заявления. В случае, если то обстоятельство, что исковое заявление принято в интересах определенного круга лиц, выяснилось уже после принятия судом заявления к своему производству, суд прекращает производство по делу на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ, в соответствии с которым дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым ГПК или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Просит прекратить производство по настоящему гражданскому делу по указанным выше основаниям.

До рассмотрения дела по существу ответчиком было представлено возражение по иску, в обосновании которого указано, что Общим собранием собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден договор «о содержании и ремонте общего имущества в МКД, обеспечение коммунальными услугами» с приложениями №1 - описание общего имущества, №2 -перечень предоставляемых коммунальных услуг. №3 -перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, согласно которого в ТСЖ про водятся работы по содержанию и санитарно-гиенической очистке мест общего пользования. В указанный перечень не входит уборка подъездов, т.к. собственники помещений производят уборку лестничных клеток самостоятельно. Кроме того, два раза в год проводятся субботники по уборке подъездов. Санитарно -гигиеническая уборка придомовой территории дома <данные изъяты> проводится ежедневно. Ежегодно весной и осенью проводятся субботники по уборке придомовой территории, разбиваются клумбы, высаживаются цветы. ТСЖ «Первомайская -18» пятый год присуждаются призовые места в участие в конкурсе в номинации «Лучший двор ТСЖ», который ежегодно проводит администрация гпг. Лихославль и администрация Лихославльского района.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Согласно частям 1 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Как следует из ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Ч. 1 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В силу ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее Правила № 491).

В соответствии с названными Правилами №491, в состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Пунктом 11 Правил №491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя (в числе прочего): уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (пп. «г»).

Согласно п.12 указанных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирного жилого дома.

Лестничные клетки и лестничные марши в подъездах многоквартирного жилого дома входят в состав общего имущества этого дома, поэтому обязанность по их уборке лежит на ответчике, а жильцы дома в силу ст.ст.154, 158 ЖК РФ должны вносить плату за содержание и ремонт указанного имущества.

Общее имущество дома, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Вместе с тем необходимо отметить, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила №170).

В соответствии с Правилами №170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе, уборку мест общего пользования.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (п. 3.2.2.).

Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7).

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку (п. 4.4.1); лестничные клетки: должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц (п. 4.8.14).

Кроме того, с 20.04.2013 года действует Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290.

В силу п. 23 указанного Постановления, к числу работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, относятся: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

Таким образом, обязанность ТСЖ предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг и не зависит от волеизъявления сторон договора.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящим Правилам присвоен номер МДК 2-03.2003). Пункт 1.8 гласит Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: Санитарное содержание: уборка мест общего пользования.

Статья 161 ЖК РФ указывает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества

Пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 определено, что задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством,, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в следующем документе (п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354): в договоре о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договора заключаются между ТСЖ (кооперативом) и каждым собственником жилых (нежилых) помещений в доме.

Таким образом, ТСЖ взяла на себя функцию управления домом, обязана и содержать общее имущество собственников в надлежащем состоянии, и обладать необходимыми для этого средствами и ресурсами.

Судом установлено, что ответчиком услуга по уборке мест общего пользования, в том числе, лестничных площадок, полов, стен, в спорном многоквартирном жилого доме не предоставлялась. Ответчиком, исходя из бремени доказывания, обратного не представлено.

Согласно п.42 Правил №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

По результатам системного толкования действующего жилищного законодательства в Российской Федерации, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться ТСЖ независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Поэтому все работы, предусмотренные в Правилах №491 и Правилах №170 должны выполняться управляющими компаниями в обязательном порядке вне зависимости от того, предусмотрены они в договоре или нет.

Таким образом, суд не может согласиться с возражением ответчика в части того, что уборка подъездов не входит в перечень работ, которые согласно договора, должно выполнять ТСЖ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры. Обращение прокурора в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований закон не ограничивает. Вместе с тем, в законе не дано четкого правового понятия (неопределенный круг лиц). Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц как дело, представляющее публичный интерес, не имеет субъекта материального правоотношения (определенного истца). В таком деле прокурор не должен соблюдать внесудебный порядок урегулирования спора, поскольку не является стороной в нем. Он не вправе распоряжаться материальным правом, в частности не может заключить мировое соглашение. По этим же основаниям к прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск к лицу, в интересах которого возбуждено дело Прокурор, выступая процессуальным истцом в защиту прав и законных интересов неопределенно широкого круга лиц, защищает не только публичные интересы, но частные интересы каждого конкретного пострадавшего лица.

Таким образом, позиция ответчика, в части того, что заявленные прокурором требования не относятся к делам в защиту интересов неопределенного круга лиц и что производство по ним должно быть прекращено, необоснованна и не подлежит удовлетворению.

С учетом указанных обстоятельств, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лихославльского района Тверской области удовлетворить.

Обязать ТСЖ «Первомайская 18» оказывать коммунальную услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке мест общего пользования в жилом доме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.

Председательствующий:                          Е.К. Ализаева

2-428/2016 ~ М-366/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Лихослалвського раона
Ответчики
ТСЖ "Первомайская-18"
Суд
Лихославльский районный суд
Судья
Ализаева Е.К.
31.03.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2016[И] Передача материалов судье
31.03.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2016[И] Судебное заседание
27.04.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2016[И] Дело оформлено
25.10.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее