Решение по делу № 2-1549/2018 ~ М-1461/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-1549/2018

    РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

        22 ноября 2018 года               город Чистополь

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.Н. Горошниковой,

при секретаре судебного заседания Ю.В. Алякиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппов Р.И. к ФКУ СИЗО-5 УСФИН России по <адрес> о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Филиппов Р.И. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес> о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб.

В обоснование иска указано, что в период нахождения истца в данном следственном изоляторе, расположенном в <адрес>, не были созданы надлежащие условия содержания: в камере плохая вентиляция и освещение, невозможно попасть на прием к медицинскому работнику. Спальные места накрывались рваными, грязными матрацами толщиной 1-2,5-3 см. Сильные головные боль и резь в глазах привели к прогрессированию у истца катаракты, слепоте левого глаза, офтальмолог рекомендовал оперативное лечение. Впоследствии по состоянию здоровья он не мог устроиться на работу по месту отбывания наказания. Кроме того, по вине ответчика он не получил возвращенные из Верховного Суда Российской Федерации документы (апелляционную жалобу, апелляционное определение), необходимые для направления кассационной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан на приговор суда. Также истцу не возвращены его личные вещи: мобильный телефон с зарядным устройством, механические часы, две сим-карты. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, физические и нравственные страдания.

Истец, опрошенный посредством видеоконференцсвязи, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика с иском не согласилась, указав, что истец находился в СИЗО-5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вентиляция, влажность воздуха, освещение в камерах соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, имеются протоколы измерений параметров микроклимата, в камере , где содержался истец, имеется встроенная вытяжная вентиляция, дополнительно в камере установлен вентилятор. По прибытии истцу был выдан матрац, соответствующий ГОСТу, что подтверждается подписью Филиппов Р.И. в камерной карточке. При СИЗО-5 функционирует медицинская часть, но врачей узких специальностей в штате не имеется, медицинский работник ежедневно осуществляет обход обвиняемых и осужденных. При поступлении истец был осмотрен медицинским работником, жалоб на здоровье не предъявлял, проходил медосмотры ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он был осмотрен врачом офтальмологом, поставлен диагноз: оперированная отслойка сетчатки левого глаза, катаракта 3 степени правого глаза, рекомендовано хирургическое лечение правого глаза в плановом порядке. Аналогичный диагноз поставлен врачебной комиссией ДД.ММ.ГГГГ. С поступившим апелляционным определением суда он был ознакомлен под роспись. Личные вещи истца после его убытия из СИЗО-5 направлены по месту отбывания наказания (СИЗО-2), что подтверждается ведомостями.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Из материалов дела следует, что Филиппов Р.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес>.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В силу статьи 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно статье 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Статьей 24 Федерального закона установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Данные вопросы регламентируются также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189.

Для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.

Подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО проходят в трехдневный срок обязательный медицинский осмотр, который проводит врач-терапевт (врач общей практики), в необходимых случаях по медицинским показаниям они осматриваются другими специалистами. В этот же период им проводится рентгенологическое (флюорографическое) и лабораторное обследование. Результаты медицинского осмотра фиксируются в медицинской амбулаторной карте подозреваемого или обвиняемого.

Подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.

Согласно представленным в материалы дела сведениям, Филиппов Р.И. содержался в камере , других камерах, в которых в соответствии с пунктом 19.14. СП 247.1325800.2016 имеется вытяжная вентиляция с естественным побуждением, дополнительно установлен вентилятор. Также установлено дневное освещение – 9 светильников, ночное освещение – 1 светильник.

Из протокола измерений параметров микроклимата камер в СИЗО-5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данные соответствуют требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Из протокола измерений параметров искусственной освещенности камер в СИЗО-5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данные соответствуют требованиям СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

ДД.ММ.ГГГГ Филиппов Р.И. был выдан матрац, соответствующий ГОСТу, другие постельные принадлежности, посуда, что подтверждается его подписью в камерной карточке.

Из справки, выданной фельдшером медицинской части ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес> усматривается, что при поступлении в учреждение Филиппов Р.И. был осмотрен медицинским работником, жалоб на здоровье не предъявлял, диагноз при поступлении «соматически здоров». За время нахождения в учреждении осматривался медицинским работником неоднократно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – осмотры с этапов, ДД.ММ.ГГГГ - осмотр врачом офтальмологом, диагноз: оперированная отслойка сетчатки левого глаза, катаракта 3 степени правого глаза, рекомендовано хирургическое лечение правого глаза в плановом порядке, ДД.ММ.ГГГГ – осмотр стоматолога, лечение, ДД.ММ.ГГГГ - врачебная комиссия, аналогичный диагноз в отношении глаз.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы, проведенной по материалам гражданского дела , следует, что у Филиппов Р.И. еще ДД.ММ.ГГГГ при осмотре врачом окулистом было выявлено отслоение сетчатки левого глаза и рекомендовано проведение оперативного лечения.

Согласно справке начальника отдела режима СИЗО-5 ДД.ММ.ГГГГ из ИВС УМВД по <адрес> Республики Татарстан на имя Филиппов Р.И. поступили ценные вещи: мобильный телефон с зарядным устройством, две сим-карты, наручные часы с браслетом, о чем составлен акт с подписью осужденного, ценные вещи сданы в кассу учреждения. После убытия Филиппов Р.И. из СИЗО-5 все ценные вещи были отправлены согласно ведомости от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

В связи с этим, учитывая специфику спорных правоотношений, обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам в результате незаконных действий (бездействия) органа государственной власти, либо его должностного лица, в данном случае возлагается на истца. Ответчик же должен доказать отсутствие своей вины в создании ненадлежащих условий содержания истца.

Судом установлено, что содержание Филиппов Р.И. в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес>, осуществлялось в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 950. Доказательства причинения истцу виновными действиями ответчика вреда здоровью, морального вреда, нравственных, физических страданий материалы дела не содержат, при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Филиппов Р.И. к ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес> о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                        Л.Н. Горошникова

2-1549/2018 ~ М-1461/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филиппов Р.И.
Ответчики
ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ
Другие
Министерство финансов РФ
Суд
Чистопольский городской суд
Судья
Горошникова Л. Н.
26.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2018[И] Передача материалов судье
01.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2018[И] Судебное заседание
22.11.2018[И] Судебное заседание
27.11.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2019[И] Дело оформлено
06.03.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее