Дело № 12-45/2018
РЕШЕНИЕ
р.п. Каргаполье 22 августа 2018 года
Судья Каргапольского районного суда Курганской области Гончарук Сергей Евгеньевич,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ООО «Уралхлебопродукт» по доверенности Лоскутова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Уралхлебопродукт» на постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Малышева Е.Ю. №* от 24.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
оспариваемым постановлением общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Уралхлебопродукт» ИНН 4508008046, ОГРН 1084508000059, юридический и фактический адрес: 641920, Курганская область, Каргапольский район, р.п. Каргаполье, ул. Центральная, д. 1-Б, привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300000 рублей за то, что в нарушение требований пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Фармации от 30.06.2007, в течение пожароопасного сезона 2017 года в условия особого противопожарного режима, а также до наступления пожароопасного сезона 2018 года общество не обеспечило работы по отделению используемой территории от леса минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра после схода снежного покрова.
В жалобе директор ООО «Уралхлебопродукт» Коновалов А.Б. выражает несогласие с обжалуемым постановлением, полагал, что оно является незаконным и подлежит отмене. Указал, что из оспариваемого постановления не ясно, на каком именно поле, прилегающему к лесам, не произведены необходимые работы, не указано его местоположение, кадастровый номер, а также не установлен собственник или пользователь данного поля. Кроме того, дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом за рамками сроков давности привлечения к административной ответственности. Просил постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Малышева Е.Ю. №* от 24.07.2018 в отношении ООО «Уралхлебопродукт» отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО «Уралхлебопродукт» по доверенности Лоскутов А.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил её удовлетворить. Дополнительно пояснил, что достоверных доказательств того, что именно ООО «Уралхлебопродукт» обрабатывает поле около д. Шабарчина Каргапольского района, в материалах дела нет, данное поле также обрабатывают и другие. В случае, если судья установит указанные в постановлении нарушения со стороны ООО «Уралхлебопродукт», просил рассмотреть вопрос об освобождении общества от административной ответственности за малозначительностью правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Малышев Е.Ю. в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменные возражения на жалобу ООО «Уралхлебопродукт», в которых полагал доводы жалобы необоснованными и просил рассмотреть дело без его участия. Указал, что статья 8.32 КоАП РФ входит в главу 8 КоАП РФ – административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и срок давности привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год. Совершённое ООО «Уралхлебопродукт» правонарушение является длящимся, в связи с чем сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Местоположение поля обозначено на карте-схеме, на основании чего Администрацией Каргапольского района был дан ответ о фактическом использовании земельного участка ООО «Уралхлебопродукт», что подтвердил заместитель директора ООО «Уралхлебопродукт» Ширыхалов А.А. при рассмотрении материалов дела.
Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав объяснения представителя ООО «Уралхлебопродукт» по доверенности Лоскутова А.В., проверив дело об административном правонарушении в полном объёме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Согласно п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают её очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.
В силу ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Указом Губернатора Курганской области от 20.04.2017 № 92 «Об установлении на территории Курганской области начала пожароопасного сезона 2017 года» с 21.04.2018 объявлен пожароопасный сезон. Постановлением Правительства Курганской области от 25.04.2017 № 154 на территории Курганской области с 28.04.2017 введен особый противопожарный режим.
Указом Губернатора Курганской области от 11.04.2018 № 75 «Об установлении на территории Курганской области начала пожароопасного сезона 2018 года» с 14.04.2018 объявлен пожароопасный сезон. Постановлением Правительства Курганской области от 23.04.2018 № 116 на территории Курганской области с 26.04.2018 введен особый противопожарный режим.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании мастером леса ГКУ «Каргапольское лесничество» Корчагиным А.Н. 21.05.2018 проведён плановый рейдовый осмотр двух лесных массивов квартала 105 – выдел 64, 78 и выдел 49, 50, 51 Каргапольского мастерского участка Каргапольского участкового лесничества ГКУ «Каргапольское лесничество», в ходе которого установлено, что сельскохозяйственное поле, прилегающее к лесам, не очищено от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса и не отделено от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.
Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №* от 15.06.2018; актом планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 21.05.2018, фототаблицей, картой-схемой и выкопировкой с планшета к нему; письменными объяснениями заместителя директора ООО «Уралхлебопродукт» А. от 15.06.2018, из которых следует, что земельный участок (поле), расположенное около д. Шабарчино Каргапольского района, обрабатывает ООО «Уралхлебопродукт».
В соответствии с письмом Администрации Каргапольского района Курганской области от 29.05.2018 №* земельные участки, расположенное на окраине д. Шабарчина Каргапольского района Курганской области, не сформированы и не переданы в аренду в соответствии с действующим законодательством. Указанные земли (поле), по информации Управления сельского хозяйства Администрации Каргапольского района, в 2017 году использовалось и обрабатывалось ООО «Уралхлебопродукт».
В связи с изложенным признаю верными выводы начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Малышева Е.Ю. о том, что ООО «Уралхлебопродукт» в течение пожароопасного сезона 2017 года в условия особого противопожарного режима, а также до наступления пожароопасного сезона 2018 года не обеспечило соблюдение требований Правил пожарной безопасности в лесах, не обеспечив работы по отделению используемой территории от леса минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра после схода снежного покрова.
Действия ООО «Уралхлебопродукт» должностным лицом правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, наказание обществу назначено в пределах санкции статьи.
Доводы ООО «Уралхлебопродукт» об отсутствии в материалах дела достоверных доказательств того, что именно ООО «Уралхлебопродукт» обрабатывает поле около д. Шабарчина Каргапольского района, что в оспариваемого постановления не указано его местоположение, кадастровый номер признаю необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что пользователем земельного участка, прилегающего к лесным участкам квартала 105 выдела 49, 50, 51, 64, 78 Каргапольского мастерского участка Каргапольского участкового лесничества ГКУ «Каргапольское лесничество» в 2017 году являлось ООО «Уралхлебопродукт», которое и в настоящее время обрабатывает указанное поле.
Кроме того, согласно информации, представленной ГКУ «Каргапольское лесничество» от 05.07.2018 №*, ООО «Уралхлебопродукт» до 05.07.2018 провело работы по отделению леса от территории используемого земельного участка минерализованной полосой, т.е. устранило нарушение.
Также признаю необоснованными доводы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом за рамками сроков давности привлечения к административной ответственности.
По правилам, закреплённым в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Статья 8.32 КоАП РФ входит в главу 8 КоАП РФ – административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Совершённое ООО «Уралхлебопродукт» правонарушение является длящимся, в связи с чем сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 21.05.2018.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления незаконным и необоснованным, в судебном заседании не установлено.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.15 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность ООО «Уралхлебопродукт», отягчающие или смягчающие его административную ответственность не установлены.
Доводы представителя ООО «Уралхлебопродукт» Лоскутова А.В. об освобождении общества от административной ответственности за малозначительностью считаю необоснованными.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Допущенное обществом правонарушение с учётом признаков объективной стороны административного правонарушения не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, тот факт, что ООО «Уралхлебопродукт» до 05.07.2018 провело работы по отделению леса от территории используемого земельного участка минерализованной полосой, т.е. устранило нарушение, судья полагает возможным изменить постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Малышева Е.Ю. – применить по настоящему делу положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить ООО «Уралхлебопродукт» административное наказание в виде штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в размере 150000 рублей.
В силу ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено, в том числе, юридическому лицу на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса,
Из положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ следует, что юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
ООО «Уралхлебопродукт» является юридическим лицом, сведений о том, что учреждение ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, в материалы дела не представлено. Допущенное юридическим лицом правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля, не повлекло причинение вреда жизни и здоровью людей.
Исходя из изложенного, прихожу к выводу о возможности применения в отношении ООО «Уралхлебопродукт» положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку обстоятельства, препятствующие этому, отсутствуют, совершённое правонарушение по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ не входит в перечень административных правонарушений, в случае совершения которых указанное в силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу ООО «Уралхлебопродукт» удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Малышева Е.Ю. №* от 24.07.2018 по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Уралхлебопродукт» изменить, снизить размер административного штрафа до 150000 рублей и на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание ООО «Уралхлебопродукт» в виде административного штрафа заменить на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Е. Гончарук