Решение по делу № 2-3663/2017 ~ М-3509/2017 от 16.10.2017

Дело №2-3663/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 24 ноября 2017 года гражданское дело по иску Романьковой А.М., Романькова А.С. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании устранить нарушения путем принятия на указанный учет,

Установил:

Романькова А.М., Романьков А.С. обратились в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет по управлению имуществом, Комитет) о признании отказа Комитета от 14.09.2017г. исх. ....в принятии истицы с составом семьи (супругом и ребенком) на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» незаконным, обязании принять её (истицу) с составом семьи на указанный учет с даты подачи запроса в Комитет – с 15.08.2017г., в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».

В судебных заседаниях Романькова А.М. и её супруг Романьков А.С. настаивали на удовлетворении иска, поддержали доводы иска, полагают отказ Комитета (исх. .... от 14.09.2017г.) незаконным, считают, что их семья имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты с целью улучшения жилищных условий по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», т.к. фактически их семья обеспечена жилой площадью на каждого члена семьи менее учетной нормы; при этом довод Комитета о регистрации их (супругов) по разным адресам не имеет правового значения для дела и никак не свидетельствует о том, что они не проживают одной семьей и не ведут общего хозяйства; истцы зарегистрировали брак и создали семью 18.12.2015г., от брака есть ребенок – С.А. <...> г..р., их семья полным составом проживает в жилом помещении по адресу: ...., общей площадью 10,9 кв.м, принадлежащем на праве собственности истице – Романьковой А.М.; несмотря на факт регистрации Романькова А.С. в жилом помещении по адресу: ...., членом семьи собственника данной квартиры истец в настоящее время не является, т.к. не проживает в ней.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С. в ранее проведенном по настоящему делу судебном заседании исковые требования не признала, поддержала отказ Комитета от 14.09.2017г. ...., законность которого оспаривают истцы; пояснила, что по представленным в Комитет документам невозможно сделать вывод о том, что истица и её супруг проживают совместно, по сведениям о регистрации они проживают раздельно; кроме того, в 2013году истец отказался от участия в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью 43,8 кв.м, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

В настоящее судебное заседание представитель Комитета не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Е.А. в адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования Романьковых не признает, поддерживает отказ Комитета от 14.09.2017г. .....

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истцов, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчиков.

Свидетель ФИО10 в ранее проведенном судебном заседании показала, что её дочь Романькова А.М. проживает вместе со своей семьей (супругом и ребенком) в жилом помещении по адресу: ....; Романькова А.М. зарегистрирована и проживает в этом жилом помещении с рождения, в 2014 году приобрела его в собственность в порядке приватизации, другие члены семьи (в т.ч. она (свидетель)) от участия в приватизации этого жилья отказались; Романькова А.М. и её супруг Романьков А.С. состоят в браке с 2015года, проживают совместно, ведут общее хозяйство и имеют общий бюджет, воспитывают несовершеннолетнего сына – С.А., <...> г..р., ребенок наблюдается в детской поликлинике г. Ухты по месту жительства - .....

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что с 2013года она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью 43,8 кв.м, на основании договора приватизации; другие члены семьи, в т.ч. её супруг, её сын Романьков А.С. и её дочь ФИО11 от участия в приватизации данного жилья отказались, на участие в приватизации могли претендовать 4 человека; сын – Романьков А.С. имеет постоянную регистрацию в данной квартире с рождения, однако, фактически с момента создания своей семьи (2015 год) проживает вместе со своей семьей (супругой и ребенком) по адресу: .....

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон №30-РЗ). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона №30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона №30-РЗ.

Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК №30-РЗ. Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если: 1) не представлены документы, предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи; 2) представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья; 3) гражданину и лицам, указанным в качестве членов его семьи, ранее были оказаны различные виды государственной поддержки в улучшении жилищных условий или на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; 4) гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья; 5) у гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи, выезжающих из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке, вставших до 1 июня 2010 года на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе, за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, имеются другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, общая площадь которых не менее социальной нормы общей площади жилья на соответствующий состав семьи, установленной пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона; 6) у гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства в поселках сельского типа с подчиненными им территориями и проживающих в жилых помещениях, расположенных в зоне разрушения берегов рек на указанных территориях, имеются другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, общая площадь которых не менее социальной нормы общей площади жилья на соответствующий состав семьи, установленной пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. Иные основания для отказа в принятии на учет законом не предусмотрены.

Согласно положениям абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - Приложение N 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (абзац 2-ой введен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466).

В соответствии с пунктом 3(1) статьи 2 Закона РК №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 3(1) введена Законом РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).

Как следует из материалов дела, 15.08.2017г.Романькова А.М., <...> г. года рождения, обратилась в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии её с составом семьи (супругом – Романьковым А.С., <...> г..р., и несовершеннолетним ребенком С.А., <...> г..р., на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями), представив необходимые документы (расписка в принятии Комитетом документов от 15.08.2017г.).

Уведомлением от 14.09.2017г. исх. .... Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» отказал Романьковой А.М. в принятии на указанный учет в связи с тем, что согласно справкам МАУ «МФЦ» от 10.08.2017г. Романькова А.М. вместе с ребенком - С.А. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: .... (общая площадь- 10,9 кв.м, количество зарегистрированных лиц – 2 человека), а её супруг Романьков А.С. зарегистрирован постоянно вместе со своими родителями в жилом помещении по адресу: .... (общая площадь 43,8 кв.м, количество зарегистрированных лиц – 3 человека); данный факт свидетельствует о том, супруги Романьковы не проживают совместно и не ведут общего хозяйства. При этом Комитет ссылается на положения п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, согласно которому к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Между тем, совокупностью представленных в дело доказательств (в т.ч. согласующимися между собой объяснениями истцов, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, не доверять которым у суда оснований нет) подтверждается, что супруги: Романьков А.С. и Романькова А.М. (до брака – ), зарегистрировавшие брак 18.12.2015г., проживают совместно, одной семьей, в жилом помещении, расположенном по адресу: .... общей площадью 10,9 кв.м, собственником которого является истица Романькова А.М. (право собственности зарегистрировано в ЕГРН 20.08.2014г. за .... на основании договора .... передачи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО «Ухта», в собственность граждан от 18.02.2013г.). Вместе с супругами в данной квартире проживает их несовершеннолетний сын С.А., <...> г..р.

В соответствии со ст. 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

Согласно ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, места жительства и пребывания.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02.07.2009г. №14, следует, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Таким образом, при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий истцы Романьковы могут являться потенциальными участниками подпрограммы обеспечения жильем молодых семей. Сама по себе регистрация супругов по разным адресам при зарегистрированном браке и фактическом совместном проживании не свидетельствует об отсутствии семейных отношений. Доводы ответчиков в указанной части подлежат отклонению судом как основанные на неправильном понимании и применении положений закона.

Уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999г., подтверждается, что каких-либо иных жилых помещений (или долей в них) в собственности Романьковой А.М. (до брака – Митиной) не имеется и в пределах 5-летнего срока, предшествующего обращению с запросом в Комитет, не имелось. За Романьковым А.С. (истцом) и несовершеннолетним С.А. права на жилые помещения не зарегистрированы и ранее зарегистрированы не были. Нанимателями жилых помещений истцы и их ребенок не являются.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Романьков А.С., <...> г.р., имеет постоянную регистрацию с рождения (дата регистрации - 29.04.1990г.) в жилом помещении по адресу: .... общей площадью 43,8 кв.м, собственником которого с 28.12.2013г. является мать Романькова А.С. – Свидетель №1 (право собственности Свидетель №1 зарегистрировано в ЕГРН 28.12.2013г. за .... на основании договора .... передачи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО «Ухта», в собственность граждан от 30.12.2013г.). Установлено, что истец Романьков А.С., его отец ФИО12 и сестра истца ФИО11, также зарегистрированная на момент приватизации в данном жилом помещении (общее число зарегистрированных лиц на тот момент – 4 человека), от участия в его приватизации отказались. Однако, отказ истца от участия в приватизации в рассматриваемом случае не имеет правового значения для дела и не может свидетельствовать о намеренном ухудшении истцом жилищных условий молодой семьи, т.к. даже в случае возможного участия истца в приватизации данного жилья и возможного приобретения им в собственность 1\4 доли (43,8 : 4 = 10,95 кв.м) в этом жилом помещении в порядке приватизации, уровень обеспеченности молодой семьи Романьковых, состоящей из 3-х человек, общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи был бы менее учетной нормы, установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, (расчет уровня обеспеченности: 10,95 + 10,9 = 21,85 :3 = 7,28 кв.м). Кроме того, следует отметить, что отказ истца от участия в приватизации указанного жилого помещения имел место задолго до создания истцом своей семьи и регистрации им брака с Романьковой А.М., в связи с чем данный отказ не может оцениваться как намеренное ухудшение истцом жилищных условий молодой семьи.

В настоящее время, уровень обеспеченности молодой семьи истцов, состоящей из 3- человек, общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, рассчитывается исходя из площади занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: ...., (10,9 кв.м), следующим образом 10,9 : 3 = 3,63 кв.м, что не превышает учетную норму, установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, (11,0 кв.м).

Таким образом, молодая семья Романьковых имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья как обеспеченная общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено, что обращение Романьковой А.М. в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. По возрастному критерию, определенному в п.6 и п. 7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» - приложение №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы«Жилище» на 2015-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями), семья истцов подпадает под категорию «молодая семья» и потенциальноможет являться участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. Какие-либо иные основания (кроме тех, что указаны в уведомлении Комитета от 14.09.2017г. ....) для отказа в принятии Романьковой А.М. с составом семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья Комитетом и администрацией МОГО «Ухта» не приведены.

На основании изложенного требования истцов подлежат удовлетворению судом, отказ Комитета (исх. .... от 14.09.2017г.) является незаконным.

Суд обязывает Комитет и администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Романьковой А.М. с составом семьи (супругом и ребенком) в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» с даты подачи запроса в Комитет, т.е. с 15 августа 2017года, исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (в ред. Закона РК от 11.03.2008г. №12-РЗ, от 05.10.2011г. №108-РЗ).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Романьковой А.М., Романькова А.С. удовлетворить.

Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (исх. .... от 14.09.2017г.) в принятии Романьковой А.М. с составом семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Романьковой А.М., <...> г. года рождения, с составом её семьи: супругом – Романьковым А.С., <...> г. года рождения, сыном – С.А., <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», с 15 августа 2017 года, в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 29 ноября 2017 года.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон

2-3663/2017 ~ М-3509/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романьков А.С.
Романькова А.М.
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
КУМИ
Суд
Ухтинский городской суд
Судья
Аберкон Инга Викторовна
16.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2017[И] Передача материалов судье
18.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2017[И] Судебное заседание
24.11.2017[И] Судебное заседание
29.11.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее