Решение по делу № 2-297/2017 ~ М-156/2017 от 02.02.2017

Дело № 2 – 297/2017

Заочное решение

Именем Российской Федерации

28 февраля 2017 года город Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Шиловой Е.Е.,

с участием старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Антоновой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора к администрации Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи нецентрализованных источников водоснабжения,

                        установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит обязать администрацию Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учёт нецентрализованного источника водоснабжения (колодца), расположенного вблизи дома <№> в дер. <адрес>.

В обоснование иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в <адрес> по факту наличия на территории д<адрес> бесхозяйных объектов недвижимого имущества – нецентрализованных источников водоснабжения (колодцев). В ходе проверки установлено, что объекты недвижимого имущества – нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный вблизи дома <№> в д. <адрес>, в собственности и эксплуатации МУП Вышневолоцкого района «<дата>» и МУП Вышневолоцкого района «<данные изъяты>» не значатся. В реестре собственности администрации Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области и муниципального образования «Вышневолоцкий район» указанные нецентрализованные источники водоснабжения не значатся, а также они не проходили процедуру учета в реестре государственного имущества Тверской области.

В судебном заседании старший помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Антонова К.В. иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, администрация Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в суд своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, о причинах неявки не сообщила, ходатайств не заявлено.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно сообщению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области <№> от <дата>, объекты недвижимого имущества – нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный по адресу: <адрес>, не проходил процедуру учета в реестре государственного имущества Тверской области.

Согласно сведениям, представленным Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области <№> от <дата>, в информационной базе федерального имущества отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества – нецентрализованном источнике водоснабжения (колодце), расположенный по адресу: <адрес>.

Из сообщения администрации Коломенское сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата> следует, что нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности Коломенское сельского поселения не числится, что также подтверждается справкой об отсутствии объекта в реестре муниципальной собственности.

Из сообщения администрации Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата> следует, что нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности «Вышневолоцкий район» не числится, что также подтверждается справкой об отсутствии объекта в реестре муниципальной собственности.

Сведениями, предоставленными <дата> МУП Вышневолоцкого района «<данные изъяты>» и <дата> МУП Вышневолоцкого района «<данные изъяты>», подтверждается, что нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный по адресу: <адрес>, не принадлежит и не находится в пользовании указанных предприятий.

Из заявления заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Вышний Волочек ФИО следует, что <дата> начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Вышнем Волочке обратился в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру с заявлением по факту несоответствия питьевой воды из нецентрализованного источника водоснабжения (колодца), расположенный в д. <адрес>, требованиям СанПиН и отсутствии собственников у данных источников водоснабжения.

Судом установлено, что объекты недвижимости – нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный по адресу: <адрес>, является бесхозяйным недвижимым имуществом, поскольку не имеет собственника.

Статус нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный по адресу: <адрес>, как бесхозяйных, влечет отсутствие возможности обеспечить население д. Заречье исправным их пользованием, а также создать условия для безопасности жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды в зоне влияния объектов и обеспечить защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе и от угрозы распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду и отравлений.

В соответствии со статьёй 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» Вышневолоцкий район наделён статусом муниципального района.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона Тверской области от 28 февраля 2005 года N 22-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», Коломенское сельское поселение Вышневолоцкого района Тверской области наделено статусом сельского поселения с административным центром <данные изъяты>, входящего в состав территории муниципального образования «Вышневолоцкий район».

В соответствии с Приложением № 1 к вышеназванному Закону, д. <адрес> входит в состав Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

Согласно пункту 3 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В статье 19 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (часть 1).

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (часть 3).

Таким образом. отсутствие собственника спорных нецентрализованных источников водоснабжения влечёт невозможность обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН.

Кроме того, в связи с отсутствием собственника у спорных объектов недвижимого имущества содержание и ремонт нецентрализованных источников водоснабжения не осуществляется, что в случае аварийной обстановки может повлечь оставление населения д. <данные изъяты> без холодного водоснабжения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 211-ФЗ).

В силу пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона № 211-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 утверждён Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок).

В пунктах 2-5 Порядка закреплены следующие положения.

Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав) – пункт 2.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом – пункт 3.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества – пункт 4.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей – (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости – пункт 5.

Таким образом, действующими правовыми нормами определены правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с которыми на учет бесхозяйная вещь ставится, уже являясь бесхозяйной.

В пункте 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В этой связи администрация Коломенского сельского поселения имеет право осуществлять мероприятия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и признанию в судебном порядке права муниципальной собственности на это имущество.

Судом установлено, что в нарушение приведённых положений нормативно-правовых актов администрацией Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области выявление и принятие в муниципальную собственность нецентрализованного источника водоснабжения (колодца), расположенного по адресу: <адрес>, не организовано, заявление о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ответчиком не направлялось.

Отсутствие собственника нецентрализованного источника водоснабжения (колодца), расположенного по адресу: <адрес>, влечёт отсутствие возможности создать условия для безопасной жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды в зоне использования данного объекта.

Кроме того, в связи с отсутствием собственника у спорного объекта недвижимого имущества содержание и ремонт нецентрализованных источников водоснабжения не осуществляется, что в случае аварийной обстановки может повлечь оставление населения д. <адрес> без холодного водоснабжения.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц законодатель понимает такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В этой связи прокурор обоснованно заявил иск в интересах неопределённого круга лиц.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает необходимым обязать администрацию Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи – нецентрализованный источник водоснабжения (колодец), расположенный по адресу: <адрес>.

Суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить возлагаемые на него действия, в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать администрацию Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи нецентрализованного источника водоснабжения (колодца), расположенного по адресу: <адрес>.

Администрация Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области вправе подать в Вышневолоцкий городской суд Тверской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                         Д.Л. Кяппиев

2-297/2017 ~ М-156/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вышневолоцкий межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Коломенского сельского поселения
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Кяппиев Дмитрий Львович
02.02.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2017[И] Передача материалов судье
07.02.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017[И] Судебное заседание
06.03.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2017[И] Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.03.2017[И] Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
28.03.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2017[И] Дело оформлено
08.08.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее