№ 2/2/а-170/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2017 года п. Светлый
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Барышниковой О.Н.
с участием административного истца ст. помощника прокурора Светлинского района Анпилогова А.В.
при секретаре Фоминой А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложение обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу направить данные для решения безопасности ГТС и обратиться с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйственное, расположенное на балке Мийлысай на ю-з окраине /адрес/,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к администрации муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложение обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу направить данные для решения безопасности ГТС и обратиться с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйственное, расположенное на балке Мийлысай на ю-з окраине /адрес/, указывая на то, что прокуратурой района в ходе проведения анализа состояния законности в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений в деятельности администрации МО «Актюбинский сельсовет» выявлены нарушения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений.
Проведенным прокуратурой района анализом установлено, что на территории МО «Актюбинский сельсовет» на балке Мийлысай на ю-з окраине /адрес/ расположено гидротехническое сооружение, что подтверждается информацией предоставленной администрацией МО «Светлинский район» от дд.мм.гг. № согласно которой указанное гидротехническое сооружение для хозяйственных нужд введено в эксплуатацию в 1978 году.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно указанной статьи под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В рамках обязанности участвовать в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения орган местного самоуправления, осуществляет предусмотренные ст. 225 ГК РФ, п.п. 5, 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237, а также Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года № 931, первичные действия по обеспечению безопасности таких сооружений, а именно: организовывает мероприятия по установлению на территории муниципального образования бесхозяйных гидротехнических сооружений, осуществляют мероприятия по выявлению и учету бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования; при установлении бесхозяйного гидротехнического сооружения информируют о наличии на его территории бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнического сооружения, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечивают подготовку заявления и необходимых документов для представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомляют о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Вместе с тем, как следует из информации, представленной администрацией МО «Актюбинский сельсовет» от дд.мм.гг. №, меры по постановке указанного гидротехнического сооружения не принимались. Как следствие, каких-либо действий по направлению информации о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, постановке его на учет как объекта бесхозяйного недвижимого имущества, администрация МО «Актюбинский сельсовет» не предприняла. О чем свидетельствует отсутствие сведений о регистрации прав на указанное гидротехническое сооружение в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается информацией, представленной в прокуратуру района межмуниципальным отделом по Домбаровскому, Светлинскому, Ясненскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области от дд.мм.гг. №.
Таким образом установлено, что администрация МО «Актюбинский сельсовет» не направляя данные о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, а также не обращаясь в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, в нарушение п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 5 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237, длительное время бездействует.
Отсутствие собственника у гидротехнических сооружений ведет к нарушению требований безопасности к гидротехническим сооружениям установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в результате чего существует угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества, в связи с тем, что аварии на гидротехнических сооружения могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и нанести ущерб, как окружающей среде, так и неопределенному кругу лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Просят признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по направлению данных о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, а также по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое сооружение, расположенного на территории этого муниципального образования.
Возложить на администрацию муниципального образования Актюбинский сельсовет Светлинского района Оренбургской области в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанность:
- направить данные о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения;
- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного на балке Мийлысай на ю-з окраине /адрес/.
Административный истец помощник прокурора Анпилогов А.В., в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в административном исковом заявлении.
Просит удовлетворить заявленные административные исковые требования, срок исполнения просил установить в течении 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель административного ответчика администрации МО Актюбинский сельсовет А.Н.Н., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, от нее поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования признает в полном объеме.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной в соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3).
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в частности, водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов. и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
К вопросам местного значения в соответствии с п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Из анализа положений Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения.
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997 года "О безопасности гидротехнических сооружений".
В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 22.11.2013 г. N 701), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, в том числе, органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории данного муниципального образования (п. 4 Раздела II).
Согласно Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется только на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании изложенного следует, что орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
В судебном заседании установлено, что на территории МО «Актюбинский сельсовет» на балке Мийлысай на ю-з окраине /адрес/ расположено гидротехническое сооружение, что подтверждается информацией предоставленной администрацией МО «Светлинский район» от дд.мм.гг. № согласно которой указанное гидротехническое сооружение для хозяйственных нужд введено в эксплуатацию в 1978 году.
Вместе с тем, как следует из информации, представленной администрацией МО «Актюбинский сельсовет» от дд.мм.гг. №, меры по постановке указанного гидротехнического сооружения не принимались. Как следствие, каких-либо действий по направлению информации о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, постановке его на учет как объекта бесхозяйного недвижимого имущества, администрация МО «Актюбинский сельсовет» не предприняла. О чем свидетельствует отсутствие сведений о регистрации прав на указанное гидротехническое сооружение в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается информацией, представленной в прокуратуру района межмуниципальным отделом по Домбаровскому, Светлинскому, Ясненскому районам Управления Росреестра по Оренбургской области от дд.мм.гг. №.
Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственники гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, среди прочих, обязаны обеспечить меры по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Неисполнение предусмотренных ст. 9 указанного Федерального закона обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и в результате причинить ущерб окружающей среде, имуществу, вред здоровью граждан.
В рассматриваемом случае, установленные указанной правовой нормой, имеющей императивный характер, меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, установлено, что администрация МО «Актюбинский сельсовет» не направляя данные о гидротехническом сооружении в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, а также не обращаясь в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, в нарушение п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 5 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237, длительное время бездействует.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Отсутствие собственника у гидротехнических сооружений ведет к нарушению требований безопасности, к гидротехническим сооружениям установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в результате чего существует угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества, в связи с тем, что аварии на гидротехнических сооружения могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и нанести ущерб как окружающей среде, так и неопределенному кругу лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░-░ ░░░░░░░ /░░░░░/, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░-░ ░░░░░░░ /░░░░░/.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/