Решение по делу № 2-810/2018 ~ М-727/2018 от 26.07.2018

Дело № 2-810/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2018 года                                                                            г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Менц О.П.,

при секретаре – Ивановой А.С.,

с участием прокурора в лице помощника Углегорского городского прокурора Баймурзина А.А., истца Маниной Н.Н., представителя администрации Углегорского городского округа Буниной Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора, действующего в интересах Маниной Надежды Николаевны, к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Углегорский городской прокурор, действуя в интересах Маниной Н.Н., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить Маниной Н.Н. по договору социального найма, благоустроенное, применительно к условиям с. Краснополье Углегорского городского округа Сахалинской области, жилое помещение в границах с. Краснополье Углегорского городского округа Сахалинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, общей площадью не менее 43 кв.м. вне очереди.

В обоснование заявленного требования указано, что Углегорской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав Маниной Н.Н., в ходе которой установлено, что по результатам проведенного межведомственной комиссией обследования, в соответствии с заключением от 18.12.2014, жилой дом по адресу: <адрес>, Углегорский городской округ, <адрес>, признан непригодным для проживания. В установленном законом порядке истец Манина Н.Н. признана малоимущей и состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма. В связи с этим, прокурор полагает, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

07.08.2018 представителем ответчика администрации Углегорского городского округа Буниной Е.А., действующей по доверенности, представлен отзыв на исковое заявление, в котором выражено несогласие с заявленным требованием. В обоснование своей позиции ответчик, не оспаривая право истца на внеочередное предоставление жилого помещения, указывает, что в 2015 году администрацией Углегорского городского поселения предпринимались меры по предоставлению Маниной Н.Н. другого жилого помещения, взамен признанного не пригодным для проживания, однако от предложенных квартир Манина Н.Н. отказалась. Кроме того, учитывая, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, кроме истца, также зарегистрирована её внучка Манина Л.В., то предоставление жилья без учета последней, будет нарушать её права и законные интересы. Так же, представитель ответчика ссылается на то, что в муниципальном образовании на протяжении многих лет строительство жилья не велось, в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения, из числа которых истцу может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, предоставление жилого помещения истцу вне очереди может повлечь нарушение жилищных прав иных граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Баймурзин А.А., истец Манина Н.Н. исковое требование поддержали по основаниям, приведенным в исковом заявлении, настаивали на его удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Углегорского городского округа Бунина Е.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения искового требования возражала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Положением ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий, для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищном законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защитой, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 5 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа входит обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

    Частью 1 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Углегорского городского округа Сахалинской области по состоянию на 01.06.2018.

Согласно п. 1.1. Положения об администрации Углегорского городского округа, администрация Углегорского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Углегорского городского округа и наделяется Уставом Углегорского городского округа полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 6 статьи 6 Устава Углегорского городского округа к вопросам местного значения городского круга отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При таких обстоятельствах иск заявлен к надлежащему ответчику.

Как установлено судом и подтверждается поквартирной карточкой формы «Б», в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и на день рассмотрения дела зарегистрирована Манина Надежда Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Довод административного ответчика о том, что в жилом помещении помимо Маниной Н.Н. также зарегистрирована её внучка М Л.В. и предоставление жилого помещения только с учетом истца повлечет нарушение законных прав и интересов М Л.В., суд находит несостоятельным, поскольку факт регистрации Маниной Л.В. в спорном жилом помещении опровергается записью, внесенной в карточку поквартирного учета форму Б, согласно которой МЛВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 18.12.2014 следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.

Федеральным законодательством предусмотрено для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно распоряжению администрации Углегорского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р Манина Н.Н. признана малоимущей; принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в соответствии с постановлением администрации Углегорского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно реестру аварийного и ветхого (непригодного для проживания) жилищного фонда Углегорского городского поселения по состоянию на 01.12.2017, являющемуся приложением к постановлению администрации Углегорского городского округа от 28.12.2017 №1259, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 43 кв.м.

Исходя из анализа вышеприведенных законодательно закрепленных нормативных положений и фактических обстоятельств дела, учитывая, что Манина Н.Н. признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения; жилое помещение, занимаемое ответчиком по договору социального найма, признано непригодным для проживания, то суд приходит к выводу об обоснованности искового требования и принимает решение об его удовлетворении.

Доводы представителя ответчика о том, что в муниципальном образовании на протяжении многих лет строительство жилья не велось, в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения, из числа которых истцу может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, предоставление жилого помещения истцу вне очереди может повлечь нарушение жилищных прав иных граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, суд не принимает во внимание в силу следующего.

Жилищным законодательством обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам, чье жилое помещение признано непригодным для проживания и ремонта или не подлежащим реконструкции, не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений, отсутствия строительства на территории муниципального образования и финансового обеспечения, предоставляемого как из областного или федерального бюджета. Указанные обстоятельства не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий и не исключают обязанность органа местного самоуправления по обеспечению граждан жильем.

При этом действующим законодательством право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, причем это право подлежит реализации незамедлительно после его возникновения.

Довод ответчика о том, что администрацией Углегорского городского поселения предпринимались меры по предоставлению Маниной Н.Н. другого жилого помещения, взамен признанного не пригодным для проживания, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленного искового требования, поскольку принимаемые ответчиком меры не свидетельствуют об исполнении установленной законом обязанности по предоставлению жилья, сам факт необеспечения жилым помещением истца свидетельствует о нарушении его жилищных прав.

Более того, ответчик при предоставлении истцу благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта, при отказе истца от предоставляемого жилого помещения, не был лишен возможности обратиться с исковым заявлением в суд о принудительном выселении из непогодного для проживания жилого помещения и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                         РЕШИЛ:

Исковое требование Углегорского городского прокурора, действующего в интересах Маниной Надежды Николаевны, к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, – удовлетворить.

Возложить на администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области обязанность предоставить Маниной Надежде Николаевне, вне очереди по договору социального найма, благоустроенное, применительно к условиям с. Краснополье Углегорского городского округа Сахалинской области, жилое помещение в границах с. Краснополье Углегорского городского округа Сахалинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, общей площадью не менее 43 кв.м.

    На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья -                                                             О.П. Менц

2-810/2018 ~ М-727/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Углегорский городской прокурор
Манина Надежда Николаевна
Ответчики
Администрация Углегорского муниципального района
Суд
Углегорский городской суд
Судья
Менц Оксана Петровна
26.07.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2018[И] Передача материалов судье
30.07.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2018[И] Судебное заседание
30.08.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2018[И] Дело оформлено
11.10.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее