Дело № 2-3122/2019
УИД 11RS0001-01-2019-001960-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Никоновой Е.С.,
с участием представителей прокурора Чершкуте Я.В. (до объявления перерыва в судебном заседании), Басмановой О.Н. (после перерыва в судебном заседании),
представителя ответчика Гогуновой Д.Д.
третьего лица Клюевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Республики Коми в интересах Клюева В.Е. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановления незаконным, восстановлении на учётах,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Республики Коми обратился в суд в интересах Клюева В.Е. с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании восстановить Клюева В.Е. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в общей очереди и в льготных очередях по категории «...» с датой постановки на учёт ** ** **, с составом семьи ... человек; обязании восстановить Клюева В.Е. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с датой постановки на учёт 18.10.2001, с составом семьи 1 человек.
Впоследствии заместитель прокурора Республики Коми увеличил исковые требования в интересах Клюева В.Е., просил также признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.11.2017 № 11/3780 об исключении Клюева В.Е. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в общей очереди и в льготных очередях по категории ... из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Клюева А.Е.
В судебном заседании представители прокурора на иске настаивали.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.
Клюева А.Е. иск поддержала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Клюев В.Е. является ..., при котором невозможно совместное проживание с ним в одной квартире. Кроме того, имеющееся у него заболевание предоставляет ему право на дополнительную жилую площадь.
Клюев В.Е. проживает и сохраняет регистрацию по месту жительства (с 08.10.1996) в жилом помещении по адресу: ...
Также в указанном жилом помещении проживает и сохраняет регистрацию по месту жительства (с 08.10.1996) сестра Клюева В.Е. – Клюева А.Е.
Жилое помещение по адресу: ... принадлежит на праве собственности Клюевой А.Е. (запись в ЕГРП от 17.01.2002) на основании договора от 14.12.2001 на передачу жилого помещения в собственность (в порядке приватизации).
Указанное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью ... их них жилая – ...
Ранее указанное жилое помещение занималось на основании выданного Клюеву В.Е. 05.09.1996 обменного ордера, в который в качестве членом семьи нанимателя были включены: его сестра – Клюева А.Е., его брат – Клюев Н.Е.
Обмен был произведён на ранее занимавшееся Клюевым В.Е. и членами его семьи жилое помещение по адресу: ..., состоящее из трёх комнат, жилой площадью ...
Клюев В.Е., а также ... М.И., приходившаяся матерью Клюеву В.Е. и Клюевой А.Е., от участия в приватизации указанного жилого помещения отказались.
... М.И. умерла ** ** ** в г. Сыктывкар. До своей смерти ... М.И. также проживала и сохраняла регистрацию (с 26.05.1998) по месту жительства по адресу: ...
18.10.2001 ... М.И. обращалась в администрацию МО «Город Сыктывкар» с заявлением о принятии её с составом семьи из трёх человек, включая Клюева В.Е., Клюеву А.Е., на учёт для получения жилой площади в связи со стеснёнными жилищными условиями, а также в связи с наличием у Клюева В.Е. статуса ..., дающих право на первоочередное получение жилья и дополнительную жилую площадь.
С 18.10.2001 ... М.И., проживавшая в жилом помещении по адресу: ..., была поставлена администрацией МО «Город Сыктывкар» на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь и льготные очереди инвалидов II группы и хронических больных с составом семьи из трёх человек.
На момент принятия на учёт ... М.И. являлась ..., о чём она указывала с заявлении от 18.10.2001
Впоследствии ... М.И. была установлены ....
Клюев В.Е., проживавший в жилом помещении по адресу: ... самостоятельно (с составом семьи из одного человека) также был поставлен администрацией МО «Город Сыктывкар» на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на общих основаниях и на льготных основаниях «...
В силу положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 указанного Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в том числе: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 01.01.2005 и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения;
... М.И. и Клюев В.Е. также состояли в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящихся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории ...
22.12.2008 Клюев В.Е. обращался в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.
Комиссией по вопросам улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан Агентства Республики Коми по социальному развитию принималось 02.02.2010 решение о предоставлении Клюеву В.Е. как ... социальной выплаты на приобретение жилья. С документами для получения социальной выплаты Клюев В.Е. в Агентство Республики Коми по социальному развитию не обратился.
Письмом от 11.09.2013 администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила ... М.И. и Клюева В.Е. о том, что они включены в список граждан, в отношении которых приняты решения о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Им было предложено представить запросы на получение выплат с приложением пакета документов.
28.08.2013 общественной комиссии по жилищным вопросам было принято решение о снятии Клюева В.Е. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении из списков общей очереди, льготных очередей по категориям «... в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт (п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). Указанное решение было утверждено постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 28.08.2013 № 8/3393.
В письме от 02.09.2013 администрация МО «Город Сыктывкар» уведомила Клюева В.Е. о принятом решении, указав также, что до этого Клюев В.Е. в нарушение закона дважды состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (самостоятельно и в составе семьи ... М.И.). Также в письме было указано, что Клюев В.Е. продолжает состоять на учёте в составе семьи ... М.И.
30.10.2013 на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам было принято решение о снятии ... М.И. с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении из списков общей очереди, льготных очередей по категориям ... в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт (п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). Указанное решение было утверждено постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.10.2013 № 10/4107.
В письме от 01.11.2013 администрация МО «Город Сыктывкар» уведомила ... М.И. о принятом решении, указав также, что оснований для принятия ... М.И. на учёт не имелось, поскольку жилая площадь на каждого члена семьи составляет более 9 кв.м.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30.05.2014 по гражданскому делу №... было постановлено:
- признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 28.08.2013, постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» за №8/3393 в части исключения Клюева В.Е. из списков общей очереди и льготных очередей по категориям ...
- признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 30.10.201, постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.10.2013 за № 10/4107 в части исключения ... М.И. из списков общей очереди и льготных очередях ...
- восстановить ... М.И. в очереди нуждающихся в жилом помещении – в общую очередь и льготные очереди ... с даты постановки на учет с 18.10.2001, с составом семьи ...: ... М.И., Клюев В.Е. и Клюева А.Е.;
- восстановить Клюева В.Е. в очереди ... с составом семьи ... человек, с даты постановки на учет 18.10.2001;
- обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Клюеву В.Е. благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Сыктывкара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ...
- в иске ... М.И. и Клюеву В.Е. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании морального вреда, отказать.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 31.07.2014 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30.05.2014 оставлено без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» и ... М.И., Клюева В.Е. – без удовлетворения. При этом было постановлено дополнить абзац 5 резолютивной части решения указанием на внеочередной порядок предоставления Клюеву В.Е. жилого помещения.
06.08.2014 общественной комиссией по жилищным вопросам во исполнение решения суда от 30.05.2014 были приняты решения:
- о восстановлении ... М.И. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общей очереди, льготных очередях ... с датами постановлении на учёт по всем очередям 18.10.2001, с составом семьи ... человека (... М.И., Клюев В.Е., Клюева А.Е.);
- о восстановлении Клюева В.Е. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в льготных очередях ... с датами постановлении на учёт по всем очередям 18.10.2001, с составом семьи один человек.
Указанные решения были утверждены постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 06.08.2014 № 8/2829.
17.08.2015 в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» было возбуждено исполнительное производство во исполнение решения суда от 30.05.2014 о внеочередном предоставлении Клюеву В.Е. жилого помещения.
29.08.2017 Клюев В.Е. обратился в администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения
04.10.2017 администрацией МО ГО «Сыктывкар» было принято постановление № 10/3350 о предоставлении Клюеву В.Е. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как лицу, относящемуся к категории «...», в форме свидетельства о предоставлении ЕДВ. Также указанным постановлением Клюеву В.Е. был предоставлен срок реализации свидетельства о предоставлении ЕДВ – в течение 6 месяцев со дня принятия постановления.
05.10.2017 на имя Клюева В.Е. было оформлено свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на сумму 744 804 рубля. Срок действия свидетельства был установлен по 04.04.2018.
Указанное свидетельство было получено Клюевым В.Е. 24.10.2017.
01.11.2017 на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам было дано предложение об исключении Клюева В.Е., с составом семьи один человек, с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящихся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из общей очереди и льготных очередей по категориям ...
В обоснование решения указано на то, что Клюев В.Е. с составом семьи из двух человек, включая Клюеву А.Е., зарегистрирован по адресу: г. ... общей площадью ..., жилой – .... Данное помещение непригодным для проживания не признано. В связи с чем семья Клюева В.Е. обеспечена на одного человека более учётной нормы в размере 9 кв.м жилой площади, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар» до 01.03.2005.
Также общественной комиссией по жилищным вопросам 01.11.2017 было принято дано предложение об исключении ... М.И., с составом семьи из трёх человек, с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящихся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из общей очереди и льготных очередей по категориям ...
В обоснование данного решения было указано на то, что ** ** ** произошёл факт захоронения ... М.И.
Предложения комиссии от 01.11.2017 были утверждены постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.11.2017 № 11/3780.
Впоследствии 28.03.2018 общественной комиссией по жилищным вопросам по результатам рассмотрения протеста прокурора г. Сыктывкара от 19.03.2018 было дано предложение о внесении изменений в решение от 01.11.2017 в части причины снятия ... М.И. с учёта, в качестве причины снятия с учёта предложено указать, что семья Клюевых обеспечена на одного человека более учётной нормы, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар» жилищным законодательством, действовавшим на момент постановки семьи Клюевых на учёт. Указанное предложение утверждено постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 28.03.2018 № 3/863.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.11.2017 №11/3786 было отменено постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.10.2017 № 10/3350, которым ранее Клюеву В.Е. предоставлялась единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Единовременная денежная выплата Клюеву В.Е. предоставлена фактически не была, сертификат реализован не был.
09.02.2018 Клюев В.Е. обратился в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда от 30.05.2014 в части внеочередного предоставления ему жилого помещения на взыскание с администрации МО ГО «Сыктывкар» денежной компенсации в размере 760 293 рублей.
Вступившим в законную силу 28.05.2018 определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.03.2018 постановлено:
- изменить способ исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30.05.2014 по делу №... о возложении обязанности на администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Клюеву В.Е. благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Сыктывкара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 13,5 кв.м, взыскав с администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет средств казны МО ГО «Сыктывкар» в пользу Клюева В.Е. денежную компенсацию стоимости благоустроенного жилого помещения на территории г.Сыктывкара, общей площадью не менее ..., в размере 697 133 рубля 25 коп.;
- ранее выданные исполнительные листы на основании решения Сыктывкарского городского суда по делу №... в отношении должника Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить Клюеву ВЕ. благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Сыктывкара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 13,5 кв.м – с исполнения отозвать.
Субъективное право Клюева В.Е. состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было основано не на факте несоответствия жилого помещения по адресу: г. Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 37-66 тем или иным учётным нормам на одного члена семьи, а на факте наличия у него заболевания, при котором совместно проживание с ним в одной квартире невозможно, а также на праве на получение при этом дополнительной жилой площади при предоставлении ему жилого помещения.
Указанное право Клюева В.Е. подтверждено вступившим в законную силу решением суда от 30.05.2014.
В силу ч. 2 ст. 6 Жилищного кодекса РФ граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Обстоятельства, послужившие оснований для возникновения у Клюева В.Е. права самостоятельно состоять на учёте (тяжёлая форма соответствующего хронического заболевания, при котором проживание с ним в одной квартире невозможно), к настоящему времени не изменились. После смерти ... М.И. вместе с Клюевым В.Е. в одной квартире продолжила проживать Клюева А.Е.
В связи с чем, по состоянию на 01.11.2017 законных оснований для исключения Клюева В.Е. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, из общей очереди и льготной очереди по категории ... а также из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящихся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не имелось.
С учётом изложенного, суд находит обоснованными требования стороны истца о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.11.2017 № 11/3780 в части исключения Клюева В.Е. с указанных учётов и из списка.
С учётом того, что решение суда от 30.05.2014 о предоставлении Клюеву В.Е. вне очереди жилого помещения по договору социального найма к настоящему времени не исполнено, денежные средства во исполнение определения суда от 23.03.2018 к настоящему времени Клюеву В.Е. не перечислены, жилищные условия Клюева В.Е. не могут считаться улучшенными, в целях восстановления нарушенных прав Клюева В.Е. на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению судом обязанность восстановить Клюева В.Е. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в общей очереди и в льготных очередях по категории ... с датой постановки на учёт 18.10.2001, с составом семьи один человек.
Разрешая исковые требования в части восстановления Клюева В.Е. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд исходит из характера правоотношений, сложившихся между сторонами к настоящему времени, а не по состоянию на дату исключения Клюева В.Е. из такого списка (01.11.2017).
Право Клюева В.Е. неа предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма и его право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретения жилья основано на наличии у него статуса инвалида II группы и наличии у него как инвалида II группы тяжёлой формы хронического заболевания, при котором проживание с ним в одной квартире невозможно.
Указанные права Клюева В.Е. являются разновидностью одной и той же меры социальной защиты инвалидов – обеспечение инвалидов жильём.
В силу положений ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по данному Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по данному Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В таком случае право выбора меры социальной защиты (основание, вид) принадлежит заявителю (инвалиду).
Суд не может согласиться с доводами стороны истца о том, что Клюев В.Е. не реализовал своё право выбрать основание обеспечения его жильём, в связи со следующим.
Понятие выбор гражданином основания обеспечения жильём не тождественно понятию завершения обеспечения гражданина жильём по одному из оснований.
Клюев В.Е. обращался в суд с иском об обязании администрации МО ГО «Сыктывкар» предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Решением суда от 30.05.2014 его требование было удовлетворено.
Впоследствии по заявлению Клюева В.Е. определением суда от 23.03.2018 был изменен способ исполнения указанного решения суда на взыскание в пользу Клюева В.Е. в администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет средств казны МО ГО «Сыктывкар» денежных средств в счёт компенсации стоимости подлежавшего предоставлению жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учётом положений ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ для исполнения определения суда от 23.03.2018 Клюев В.Е., либо уполномоченный им представитель, должен обратиться в соответствующий финансовый орган с заявлением взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, с копии определения суда от 23.03.2018 и оригинала исполнительного листа, выданного во исполнение указанного определения.
За исполнением определения суда от 23.03.2018 Клюев В.Е. до настоящего времени не обращался. При этом срок предъявления выданного Клюеву В.Е. исполнительного листа не истёк.
В обоснование причин не предъявления исполнительного документа в соответствующий финансовых орган Клюевой А.Е., являвшейся представителем Клюева В.Е. в рамках дела №..., указано на недостаточность взысканной суммы для приобретения отдельной квартиры для Клюева В.Е.
При этом в заявлении об изменении способа исполнения решения суда Клюевым В.Е. заявлялось требование о взыскании денежной суммы в размере 760 293 рублей, которая не существенным образом превышает взысканную судом сумму.
Таким образом, в настоящее время единственным препятствием для исполнения вступившего в законную силу определения суда от 23.03.2018 является бездействие Клюева В.Е., заключающееся в не предъявлении имеющегося в у него исполнительного документа о взыскании денежных средств в администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет средств казны МО ГО «Сыктывкар» к исполнению.
При этом Клюев В.Е. не лишён права в любой момент в течение трёхгодичного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению предъявить его в соответствующий финансовый орган.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Клюевым В.Е. был сделан выбор основания обеспечения его жильём в пользу предоставления жилого помещения по договору социального найма посредством получения денежной компенсации стоимости подлежащего предоставлению жилого помещения.
Положения Гражданского кодекса РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права, подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в ст. 1 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия Клюева В.Е. как добросовестные или недобросовестные, суд исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей.
С учётом того, что к октябрю 2017 года очерёдность Клюева В.Е. на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья подошла, восстановление Клюева В.Е. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», повлечёт возникновение у администрации МО ГО «Сыктывкар» обязанности принять решение о предоставлении Клюеву В.Е. соответствующей единовременной денежной выплаты.
Намерение Клюева В.Е. состоять в указанном списке, претендовать на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья при наличии вступившего в законную силу определения суда от 23.03.2018, принятого по его инициативе, не учитывает права и законные интересы другой стороны – администрации МО ГО «Сыктывкар», а также интересы федерального бюджета, за счёт которого такая выплата предоставляется.
Восстановление Клюева В.Е. в указанном списке повлечёт злоупотребление правом с его стороны, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в защите права Клюева В.Е. состоять в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Иск в указанной части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования заместителя прокурора Республики Коми в интересах Клюева В.Е. к администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.11.2017 № 11/3780 в части исключения Клюева В.Е. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в общей очереди и в льготных очередях по категории ... из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» восстановить Клюева В.Е. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в общей очереди и в льготных очередях по категории ...» с датой постановки на учёт 18.10.2001, с составом семьи один человек.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Республики Коми в интересах Клюева В.Е. к администрации МО ГО «Сыктывкар» в части обязания восстановить Клюева В.Е. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01.01.2005, относящимся к категориям, установленным Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с датой постановки на учёт 18.10.2001, с составом семьи 1 человек, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
Мотивированное решение составлено – 14.06.2019.