Решение по делу № 33а-6035/2018 от 26.04.2018

Судья: Катасонов А.В. Дело № 33а-6035/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сказочкина В.Н.,

судей – Вачковой И.Г., Шилова А.Е.,

при секретаре – Астафьевой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дзюбана Д.А. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 01 марта 2018 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Дзюбана Д.А. – Курдюковой В.Е. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Росреестра по Самарской области - Блюзиной Л.В. (по доверенности) и представителя Ломакина Э.Б. – Обуховой О.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дзюбан Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи от 02.02.2011 Дзюбан Д.А. является собственником земельного участка площадью 1 300 кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, 28.12.2012 мэрия г.о. Тольятти выдала ему разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, действие которого продлено до 28.09.2018. Дзюбан Д.А. 11.09.2017 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , приложив к заявлению все необходимые документы, однако уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 21.12.2017 в государственной регистрации права собственности на объект отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ввиду того, что ранее решением Центрального районного суда г.Тольятти от 03.09.2015 установлено, что заявленный к регистраций объект капитального строительства является самовольной постройкой. Дзюбан Д.А. считает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит ст. 131 ГК РФ, ст. ст. 14, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает его права и законные интересы.

Решением суда от 01 марта 2018 года Дзюбан Д.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе Дзюбан Д.А. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

В заседании судебной коллегии представитель Дзюбана Д.А. – Курдюкова В.Е. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области - Блюзина Л.В. (по доверенности) и представитель Ломакина Э.Б. – Обухова О.А. (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ч. 1 ст. 1 которого предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу ч. 4 ст. 18 названного Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Дзюбан Д.А. на основании договора купли-продажи от 02.02.2011 является собственником земельного участка площадью 1 300 кв. м, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома 1-4 этажей, расположенного по адресу: <адрес>л.д.24).

Постановлением мэрии г.о. Тольятти № 3782-п/1 от 28.12.2012 Дзюбан Д.А. выдано разрешение № RU63302000-411 на строительство на указанном земельном участке многоквартирного жилого дома, общей площадью 4133,07 кв.м, строительный объем – 15593,2 куб.м, общая площадь квартир с 1-го по 4-й этаж – 2380,16 кв.м, площадь застройки подпорных стен – 65 кв.м, количество этажей - 7, этажность 4, количество квартир -16, действие, которого продлено до 28.07.2018 (л.д.25-30).

11.09.2017 Дзюбан Д.А. в лице представителя по доверенности Ткачева А.Н. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Комсомольское шоссе, д. 22-А, приложив к заявлению доверенность от 22.07.2015, разрешение на строительство от 28.12.2012 №RU63302000-411, кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства от 30.04.2015 (л.д.75-77).

Согласно Уведомлению от 20.09.2017 №63/009/341/2017-7964 государственная регистрация приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на срок до 20.12.2017, ввиду того, что согласно доверенности от 22.07.2015 Ткачев А.Н. не уполномочен быть представителем Дзюбан Д.А. по вопросу регистрации права собственности на вышеуказанный объект незавершенного строительства; в соответствии с разрешением на строительство от 28.12.2012 №RU63302000-411 разрешено строительство многоквартирного жилого дома, количество этажей – 7, этажность – 4, однако из технического плана следует, что число надземных этажей построенного объекта составляет 5; решением Центрального районного суда г.Тольятти от 03.09.2015 установлено, что объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, в отношении которого выдано разрешение на строительство от 28.12.2012 № RU63302000-411 является самовольной постройкой (л.д. 31-33).

01.11.2017 Дзюбан Д.А. представил в Управление Росреестра по Самарской письменные пояснения и доверенность на имя Ткачева А.Н. с правом регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес> (л.д.80-81).

Уведомлением от 07.11.2017 № №63/009/341/2017-7964 Дзюбан Д.А. отказано в снятии приостановления государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости (л.д.82-83).

Уведомлением от 21.12.2017 №63/009/341/2017-7964 Управление Росреестра по Самарской области Дзюбан Д.А. отказано в государственной регистрации права на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указав, что на момент истечения срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие проведению государственной регистрации не устранены (л.д. 10-13).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа в государственной регистрации права на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>-А и, соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку основанием к отказу в государственной регистрации спорного объекта недвижимости послужило наличие в Управлении Росреестра по Самарской области решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.09.2015, вступившего в законную силу 08.12.2015, которым установлено, что объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом», в отношении которого выдано разрешение № №RU63302000-411 от 28.12.2012, является самовольной постройкой, ввиду его возведения с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Указанным решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.09.2015 установлено, что уведомлением мэрии г.о. Тольятти от 25.06.2015 №Гр м/3061 Дзюбан Д.А. отказано в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства – многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, по основанию непредставления документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в том числе: документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документе, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схем, отображающих расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанные лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью статьи 54 настоящего Кодекса.

    Таким образом, отказывая 03.09.2015 Дзюбан Д.А в признании права собственности на спорный объект недвижимости, суд исходил из того, что вышеназванный многоквартирный дом создан с нарушениями строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

При этом, 11.09.2017 на государственную регистрацию кроме разрешения на строительство №RU63302000-411 от 28.12.2012 другие документы, являющиеся основанием для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, не представлены.

Проводя правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов регистратор установил, что в соответствии с разрешением на строительство № №RU63302000-411 от 28.12.2012 Дзюбан Д.А. разрешено строительство многоквартирного жилого дома, количество этажей – 7, этажность – 4.

Учитывая, что из имеющегося в Управлении Росреестра по Самарской области технического плана следует, что число надземных этажей построенного объекта составляет 5, государственным регистратором направлены межведомственные запросы в Министерство строительства Самарской области, администрацию г.о. Тольятти, кадастровому инженеру.

В ответе кадастровый инженер сообщил, что согласно техническому паспорту спорного объекта наземных этажей – 5, подземных этажей – 2, всего количество этажей – 7, что соответствует указанному в разрешении на строительство количеству этажей – 7. В техническом паспорте количество надземных этажей -5 (4 жилых этажа и мансарда). Мансарда входит в количество этажей в соответствии СНиП № 2.08.01-89 (л.д. 84).

Из материалов дела также следует, что согласно кадастровому паспорту земельный участок, на котором возведен спорный объект недвижимости имеет кадастровый (л.д.66).

Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) № 152/5.1-1 от 17.04.2017, в соответствии с Картой градостроительного зонирования, земельный участок с кадастровым номером на котором произведена застройка, расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона среднеэтажной жилой застройки от 4 до 8 этажей), в соответствии с решением Думы г.о. Тольятти № 1236 от 19.06.2013 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти», утвержденных решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 24.12.2008 № 1059 (л.д.19).

По сообщению администрации г.о. Тольятти от 10.11.2017 № 2230/5.1 согласно кратким проектным характеристикам разрешения на строительство №RU63302000-411 от 28.12.2012 количество этажей проектируемого объекта капитального строительства – 7, этажность – 4. По вопросу экспертизы проектной документации в отношении объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома выдано положительное заключение негосударственной экспертизы от 30.03.2012 (л.д.85)

В заседании судебной коллегии представитель Управления Росреестра по Самарской области пояснил, что основание приостановления государственной регистрации по мотиву этажности спорного здания – 7 этажей (2 подземных, 4 жилых и 1 мансардный) устранено и не являлось основанием к отказу в государственной регистрации, поскольку этажность здания соответствует техническому паспорту и разрешению на строительство.

Таким образом, отказ в государственной регистрации по заявлению Дзюбан Д.А. от 11.09.2017 основан только на наличии в Управлении Росреестра по Самарской области представленного ранее решения Центрального районного суда г. Тольятти от 03.09.2015, согласно которому установлено, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой.

Согласно ответу Министерства строительства Самарской области от 14.11.2017 № 3/5195 срок действия разрешения на строительство №RU63302000-411 от 28.12.2012 продлен 07.08.2017 по заявлению Дзюбан Д.А. до 28.07.2018 (л.д. 30,90).

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что администрацией г.о. Тольятти Самарской области разрешение на ввод спорного объекта в эксплуатацию не выдавалось.

Установлено, что каких-либо документов, подтверждающих признание права собственности на заявленный на государственную регистрацию прав объект в Управление Росреестра по Самарской области административным истцом не представлено.

При наличии таких обстоятельств, осуществление государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости государственным регистратором по основаниям п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правомерно приостановлено, а учитывая, что какие-либо документы, могущие послужить основанием для возобновления осуществления государственной регистрации прав, в Управление Росреестра по Самарской области Дзюбан Д.А. не представлены, то в государственной регистрации обоснованно отказано.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильному выводу о законности отказа Управления Росреестра по Самарской области в регистрации права собственности административного истца на рассматриваемый объект недвижимого имущества и обоснованно отказал в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд неправомерно принял во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Тольятти от 03.09.2015, а также ссылки на то, что заявленный к регистрации объект капитального строительства не является самовольной постройкой, подлежат отклонению, поскольку фактически направлены на пересмотр указанного судебного акта, проверку этого решения на предмет законности и обоснованности.

Выводы суда первой инстанции о наличии злоупотребления правами со стороны административного истца Дзабан Д.А., судебная коллегия находит ошибочными, поскольку обращаясь в суд он реализовал свое право на судебную защиту, при этом факт отсутствия правовых оснований для удовлетворения его требований, не может служить основанием к применению положений ст. 10 ГК РФ. Кроме того, учитывая, что в настоящее время действует выданное ему в установленном порядке разрешение на строительство спорного объекта, то Дзюбан Д.А. не лишен права совершать действия направленные на завершение строительства и ввод в эксплуатацию в установленном законом порядке. При этом, ошибочность указанных выводов не влияет на правильность решения суда, которым Дзюбан Д.А. отказано в удовлетворении заявленных требований к Управлению Росреестра по Самарской области.

Ссылки в апелляционной жалобе на положения ст.ст. 130, 131 ГК РФ не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку как указано выше основанием к отказу в государственной регистрации послужил судебный акт, которым установлено, что заявленный к регистрации объект недвижимости является самовольной постройкой.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией административного истца в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 01 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дзюбана Д.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-6035/2018

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дзюбан Д.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Курдюкова В.Е.
Администрация г.о.Тольятти
ТСН «ТСЖ Комсомольское шоссе, 22А» Горбулин Андрей Ильич
Ломакин Э.Б.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Вачкова И. Г.
22.05.2018[Адм.] Судебное заседание
06.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее