Решение по делу № 2а-7783/2017 ~ М-7997/2017 от 16.11.2017

Дело № 2а-7783/17-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой Л. Г., Панковой О. С. о признании незаконным и отмене решения городской жилищной комиссии администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2017,

установил:

Попова Л.Г., Панкова О.С. (далее – административные истцы, заявители) обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа (далее – административный ответчик, Администрация) о признании незаконным и отмене решения городской жилищной комиссии администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2017 (далее – оспариваемое решение), которым истцы были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Так как в собственности Поповой Л.Г. находится жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 53,3 кв.м, жилой площадью 31,8 кв.м, на состав семьи из двух человек, в собственности Панковой О.С. находится жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 53,9 кв.м, на состав семьи из двух человек. Истцы с данным решением не согласны, считают его незаконным, нарушающим права инвалидов, противоречащим Конституции РФ и международным договорам, просят отменить и обязать административного ответчика восстановить их в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Определением суда от 30.11.2017 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены члены семьи административных истцов- Попов С.В., Попова Н.С.

В судебном заседании Попова Л.Г., Панкова О.С. с участием представителя Петрашкевич Л.С., действующей на основании устной доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям указанным в административном иске, дополнительно пояснили, что решением жилищной комиссии АПГО 11.02.1993 административные истцы были признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены в общую и льготную очереди, так как Панкова О.С. является инвалидом 3 группы по зрению. Решением Администрации от 28.09.2017 административные истцы были сняты с учета, в связи с утратой оснований. Причиной этому послужил тот факт, что Панкова О.С. совместно с супругом приобрели квартиру по ипотечному кредиту, и как полагает Администрация, улучшили свои жилищные условия. Панкова О.С. является инвалидом, деньги, которые выделяет государство на проживание, уходят на погашение ипотеки.

Представитель административного ответчика Калачева М.В. по доверенности в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что административные истцы были признаны нуждающимися в жилом помещении в 1993 году. В настоящее время Администрация приняла решение о снятии с очереди, так как Панкова О.С. приобрела жилье совместно с супругом по адресу: <адрес>, которое находится в их собственности. Общая площадь квартиры составляет 53,9 кв.м. на состав семьи из двух человек. В собственности Поповой Л.Г. находится помещение по адресу: <адрес>, в которой она проживает совместно с супругом. Одним из условий постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось то, что площадь на одного человека не должна превышать 12 кв.м. В данном случае, это условие не соблюдается. В этом году проводилась перерегистрация граждан и было выявлено, что в квартирах административных истцов, установленная норма 12 кв.м даже превышена. Перерегистрация граждан проводится 1 раз в 3 года.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании Попов С.В., Попова Н.С. считали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что Попова Л.Г. и члены ее семьи в составе 4-х человек были поставлены на учет при Администрации Петрозаводского городского округа с 11.02.1993 (регистрационный номер очереди 8585).

Решением жилищной комиссии от 25.03.1993 включены в льготный список семей, имеющих в своем составе инвалида с детства (учетный номер очереди 8320).

Поскольку на момент постановки семьи Поповых на учет действовала ст. 29 ЖК РСФСР, также Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, утвержденных Постановлением Совета Министров КАССР и Карельского областного Совета профсоюзов от 28 ноября 1984 года N 406, которые закрепляли основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (п. 5 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР).

В силу ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 06.07.1991) (далее - ЖК РСФСР) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно: 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Статьями 51, 56 действующего ЖК РФ установлены аналогичные основания принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) и снятия с учета (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет нуждающихся для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до 1 марта 2005 года, могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Вводного закона, это положение Закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

В настоящее время в собственности Поповой Л.Г. находится жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 53,3 кв.м, жилой площадью 31,8 кв.м на семью из двух человек, что подтверждается нотариально удостоверенным договором купли- продажи квартиры от 21.05.1996.

В собственности Панковой О.С., находится 1/2 доля в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 53,9 кв.м, на состав семьи из двух человек, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2016 и справкой о регистрации граждан от 11.09.2017 №115363.

Таким образом, семьи Поповой и Панковой утратили основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Ссылка истцов о том, что их семье, состоящей на учете, длительное время не предоставлялось жилье, сложное финансовое положение, в данном деле правового значения не имеет.

Конституционный Суд Российской Федерации указал в Определении от 20 ноября 2014 года N 2598-О, что положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлены на соблюдение баланса их интересов (Определения от 22 марта 2012 года N 506-О-О, от 24 января 2013 года N 70-О и др.).

Кроме того, оспариваемая норма, рассматриваемая в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана также обеспечить реализацию принципа бесплатного предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Так следует учитывать, что после покупки Поповой Л.Г. квартиры по <адрес>, Панковой О.С. квартиры по адресу: <адрес>, у семьи административных истцов появились изолированные жилые помещения.

С учетом того обстоятельства, что семья истцов имеет пригодные для проживания отдельные жилые помещения, то у администрации не имеется каких-либо обязательств по жилищному обеспечению административных истцов.

Суд полагает существенным обстоятельством в рамках рассматриваемого дела то, что произошло фактическое улучшение жилищных условий административных истцов.

То обстоятельство, что такое улучшение жилищных условий произошло силами самих административных истцов, не умаляет соответствующих правовых последствий в виде снятия с жилищного учета.

Таким образом, совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.

С учетом вышеизложенной правовой позиции, судом не установлено ни нарушений порядка вынесения оспариваемого решения, ни несоответствия его закону, равно как и нарушений прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Поповой Л. Г., Панковой О. С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2017 года.

2а-7783/2017 ~ М-7997/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попова Лариса Григорьевна
Панкова Ольга Сергеевна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Попова Наталья Сергеевна
Петрашкевич Лилия Станиславовна
Попов Сергей Владимирович
Суд
Петрозаводский городской суд
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
16.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
17.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2017[Адм.] Судебное заседание
20.12.2017[Адм.] Судебное заседание
26.12.2017[Адм.] Судебное заседание
28.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее