Именем Российской Федерации
12 августа 2015 года с. Сива
Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе:
председательствующего судьи Косяк Е. А.,
при секретаре Петуховой К. Н.,
с участием помощника прокурора Сивинского района Пермского края
Братчикова А. В.,
представителя администрации Сивинского муниципального района
Полушкина В. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сивинского района Пермского края о признании Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением администрации Сивинского муниципального района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ № № недействующим и не подлежащим применению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сивинского района Пермского края обратился с заявлением о признании Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного постановлением администрации Сивинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, недействующим и не подлежащим применению.
Свои требования мотивировал тем, что постановлением администрации Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Сивинского муниципального района. Указанным Административным регламентом орган местного самоуправления Сивинского района наделяется полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Сивинский муниципальный район.
Согласно ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.
Согласно п. 1.3 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 № 222-п, муниципальный земельный контроль проводится органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципальных образований Пермского края проверок соблюдения обязательных требований (далее - органы муниципального земельного контроля), в отношении объектов земельных отношений.
Таким образом, органу местного самоуправления Сивинского муниципального района не предоставлены полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории района, за исключением земельных участков расположенных на межселенных территориях Сивинского района, земельных участков находящихся в собственности муниципального образования Сивинский муниципальный район.
ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст.9.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором района в адрес главы Сивинского муниципального района внесено требование об изменении нормативного правового акта. Согласно ответу главы Сивинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, считают, что земельный контроль должен осуществляться муниципальным районом.
В судебном заседании помощник прокурора Сивинского района Братчиков А. В. заявленные требования поддержал по указанным основаниям, просил суд признать административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Сивинского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №, недействующими и не подлежащими применению.
Представитель администрации Сивинского муниципального района Полушкин В. М. на удовлетворении заявления не возражал, оставил решение вопроса на усмотрение суда.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему убеждению.
В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления или должностного лица, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.
Согласно постановлению администрации Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Сивинского муниципального района.
Согласно административному регламенту, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования Сивинский муниципальный район осуществляет Управление ресурсов и инфраструктуры администрации Сивинского муниципального района Пермского края.
Согласно ст. ст. 21, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ органами местного самоуправления, а также соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами, обращаться в суд с заявлением в защиту интересов государства.
ДД.ММ.ГГГГ года прокурором Сивинского района в адрес главы Сивинского муниципального района внесено требование об изменении нормативного правового акта, данное требование оставлено администрацией Сивинского муниципального района Пермского края без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
На основании п.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.
В п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъясняется, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Реализация органами местного самоуправления нормотворческих полномочий, предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требования определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.
В соответствии с ч. ч. 2,3 Земельного кодекса Российской Федерации Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. При этом нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет над иными законами.
В случае противоречия между Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами применяется Земельный кодекс РФ.
В судебном заседании установлено, что администрация Сивинского муниципального района не наделена полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории района, за исключением земельных участков расположенных на межселенных территориях Сивинского района, земельных участков находящихся в собственности муниципального образования Сивинский муниципальный район.
Суд считает, что административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Сивинского муниципального района, противоречит действующему законодательству, в частности Земельному кодексу РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Признать Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденный постановлением администрации Сивинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, недействующим и не подлежащим применению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) со дня принятия.
Судья /подпись/ Косяк Е. А.
Копия верна.
Судья Косяк Е. А.