Решение
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Родичева А.В., при секретаре судебного заседания Носковой Е.А., с участием Зотина М.Г. и его представителя Игнатьева М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-154/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в военном комиссариате Гаврилово-Посадского и Ильинского районов Ивановской области Зотина Михаила Геннадьевича об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которым он снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Зотин через своего представителя Игнатьева обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, указав на то, что он проходил военную службу по контракту в должности <данные изъяты>
На основании приказа <данные изъяты> от 30 марта 2009 года он был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиям и с 31 марта 2009 года исключен из списков личного состава военного комиссариата.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии военного комиссариата Ивановской области от 24 февраля 2009 года № № он с составом семьи из 4 человек (он, супруга, сын и дочь) был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях.
5 июля 2019 года начальником отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было вынесено решение №№ о снятии Зотина с упомянутого учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения для постоянного проживания. При этом административный ответчик сослалась на то, что Зотин с 22 августа 2006 года по настоящее время совместно с членами семьи проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 77,81 кв.м., предоставленном его супруге – военнослужащему на основании договора найма служебного жилого помещения. Помимо этого административный истец с 6 декабря 2012 года по 15 февраля 2013 года являлся собственником 11/20 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляла 44,6 кв.м., после чего произвел действия по намеренному ухудшению жилищных условий, а поэтому в отношении него распространяется действие статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации о последствиях сознательного ухудшения жилищных условий. Наряду с этим на дату отчуждения Зотиным доли жилого помещения его сын в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в силу возраста не являлся членом семьи военнослужащего. Более того, 15 апреля 2014 года брак между Зотиным и его супругой был расторгнут, ввиду чего она в силу закона утратила статус члена его семьи и не подлежит обеспечению жилым помещением. Таким образом, по мнению административного ответчика, Зотин и его дочь ФИО1 являлись обеспеченными жилым помещением для постоянного проживания в соответствии с нормами действующего законодательства по адресу: <адрес>
Полагая, что его права на получение жилья для постоянного проживания нарушены, Зотин с последующими уточнениями просил суд:
- признать незаконным и отменить решение начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 5 июля 2019 года № № о снятии его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- возложить на начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить его и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и едином реестре военнослужащих.
Административный истец Зотин в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. При этом он пояснил, что в 2006 году его супруге было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 77, 81 кв.м., в котором они совместно с детьми зарегистрированы и проживают до настоящего времени. При этом супруга, уволенная с военной службы в 2012 году, жильем для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации, имея на это право, не обеспечивалась, поскольку желала быть обеспеченной таковым в составе его семьи. Кроме того, ему действительно принадлежала на праве собственности 11/20 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о наследстве по завещанию. Вместе с тем данная доля изначально полагалась его отцу, но поскольку тот, являясь инвалидом и проживая в другом субъекте, в силу болезни физически не имел возможности приехать для его оформления, завещание было переоформлена на него (Зотина). Несмотря на расторжение брака с супругой из-за частных ссор, они продолжали проживать одной семьей в квартире и вели общее хозяйство, воспитывая своих детей.
В судебном заседании представитель административного истца Игнатьев, поддержав требования своего доверителя, добавил, что Зотин до увольнения с военной службы был в установленном порядке принят на жилищный учет жилищной комиссией военного комиссариата Ивановской области, а обратившись в 2019 году к начальнику отделения (территориального, г. Иваново), фактически просил подтвердить его нахождение на жилищном учете ввиду отсутствия у него до настоящего времени жилья для постоянного проживания.
Административные ответчики, установленным порядком уведомленные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
При этом представитель федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Иванова А.Ю. в письменных возражениях требования административного истца не признала, поддержав доводы, приведенные в оспариваемом решении. Одновременно Иванова просила рассмотреть административное дело по административному иску Зотина в ее отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу этого же пункта статьи 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие – граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Вместе с тем частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, помимо граждан, указанных в статье 49 настоящего Кодекса, имеют право граждане, относящиеся к определенной федеральным законом или указом Президента Российской Федерации категории, в частности военнослужащие.
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В свою очередь, частями 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения отнесены проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем, следует руководствоваться Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных требований нормативных правовых актов в их совокупности, следует прийти к выводу о том, что при определении нуждаемости члена семьи военнослужащего в жилье от органов военного управления, помимо его соответствия требованиям статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», следует также руководствоваться и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с копией договора найма служебного жилого помещения от 21 июля 2006 года № 52, заключенного между Зотиной Г.В. (супругой административного истца) и 64 КЭЧ – войсковая часть 0000 ей на состав семьи из 4 человек была предоставлена квартира <адрес>, общей площадью 77,81 кв.м.
Согласно записям в поквартирной карточке на указанное жилое помещение, в нем в настоящее время имеют регистрацию следующие граждане:
- ФИО2 – наниматель;
- Зотин М.Г. – супруг нанимателя;
- ФИО3 – сын нанимателя;
- ФИО1 – дочь нанимателя.
Из справки Ивановского государственного политехнического университета от 24 октября 2019 года № № следует, что ФИО1 (дочь административного истца) обучается на третьем курсе по очной форме обучения по основной образовательной программе на договорной основе названного образовательного учреждения.
Исследованием в судебном заседании копии вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Тейково Ивановской области от 13 марта 2014 года установлено, что брак между административным истцом и ФИО2 расторгнут.
Согласно свидетельству о заключении брака таковой между Зотиным М.Г. и ФИО2 вновь заключен 28 декабря 2018 года.
Допрошенная в судебном заседании ФИО2 - супруга административного истца - показала, что она совместно с супругом, дочерью и сыном с 2006 года проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое было ей предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения в период прохождения ею военной службы. Жилым помещением по линии Минобороны РФ, имея на это право, она не обеспечивалась, желая быть обеспеченной в составе семьи своего супруга.
ФИО1 - дочь административного истца - в суде показала, что является студенткой 3-го курса Ивановского государственного Политехнического университета по очной форме обучения на договорной основе, проживает с родителями и братом по вышеприведенному адресу. При этом все ее расходы, в том числе и на обучение оплачивают ее родители.
ФИО3 - сын административного истца - показал, что с 2006 года по настоящее время он с родителями проживает по вышеуказанному адресу, ведет с ними общее хозяйство и имеет совместный бюджет.
Свидетель ФИО4 - бывший сослуживец и сосед административного истца - показал, что с 2000 года проживает в квартире <адрес> и хорошо знаком с семьей Зотиных. Свидетель также добавил, что Зотин Михаил, его жена и дети после вселения в квартиру № постоянно проживают в ней. О том, что брак между супругами расторгался, он никогда не слышал, а узнал об этом только в судебном заседании.
Обстоятельства совместного проживания Зотиных также подтвердил в суде допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 – сосед административного истца, проживающий в квартире <адрес>
Таким образом, военный суд полагает установленным, что административный истец и члены его семьи, вселенные в служебное жилое помещение в 2006 году, которое было предоставлено органами военного управления, и имеющие постоянную регистрацию и проживающие по адресу: <адрес>, являются членами семьи Зотина и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно пункту 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 8 статьи 57 этого же кодекса при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена Инструкция «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма».
В соответствии с пунктом 4 Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Как видно из копии послужного списка административного истца, Зотин заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Из протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата Ивановской области от 24 февраля 2009 года № следует, что Зотин признан нуждающимся в получении жилья на состав семьи из 4 человек.
Согласно выписке из приказа командующего <данные изъяты> от 30 марта 2009 года № № административный истец был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и его выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет.
С соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 15 апреля 2019 года Зотину в период с 6 декабря 2012 года по 15 февраля 2013 года на праве собственности принадлежала 11/20 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о наследстве по завещанию.
Как пояснил в суде Зотин, ему действительно принадлежала на праве собственности 11/20 доли указанного жилого помещения. Вместе с тем данная доля изначально полагалась его отцу, но поскольку тот, являясь инвалидом и проживая в другом субъекте России, в силу болезни физически не имел возможности приехать для его оформления, завещание было переоформлена на него (Зотина).
С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что в течение пяти лет с момента отчуждения Зотиным своей доли указанного жилого помещения он не был снят уполномоченным органом с жилищного учета, а в настоящее время этот срок истек, то административный ответчик не имел права учитывать эти обстоятельства, как дающие право снимать административного истца с жилищного учета.
Исходя из изложенного, приведенные начальником отделения (территориального, г. Иваново) в оспариваемом решении основания снятия Зотина и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд признает несостоятельными.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования административного истца о признании незаконным решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) от 5 июля 2019 года № № и возлагает на административного ответчика обязанность его отменить.
Удовлетворяя требования Зотина в оставшейся части, суд возлагает на начальника отделения (территориального, г. Иваново) обязанность восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также в соответствующем едином реестре.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Зотина Михаила Геннадьевича об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которым он снят с учета в качестве нуждающихся в жилах помещениях – удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 5 июля 2019 года № № о снятии Зотина и членов семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Возложить на начальника отделения (территориального, г. Иваново) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность восстановить Зотина и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и едином реестре военнослужащих.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
« |
«Подпись»