Дело № 2-69/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 09 марта 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре Горбунове В.Н.,
с участием истца Масловский С.В., представителя истца ПНС,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) ИКА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловский С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении досрочной пенсии по старости,
установил:
Масловский С.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование исковых требований Масловский С.В. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27, ст. 28.1 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В назначении пенсии истцу отказано решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа в назначении пенсии послужили следующие причины: страховой стаж истца 31 год 02 месяца 20 дней (при требуемом 25 лет), стаж работы по Списку № и № (учитывая суммирование) составил 08 лет 08 месяцев 01 день (при требуемом 12 лет 06 месяцев), стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) составил 13 лет 03 месяца 10 дней (при требуемом 15 лет). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о разъяснении причин отказа в назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ с указанием периодов, которые не были включены в страховой стаж, стаж работы по Списку № и в стаж работы РКС. Масловский С.В. просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также с учетом уточнений требований в судебных заседаниях обязать ответчика включить в страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы истца в кооперативе «Эллада» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в стаж РКС периоды работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель ПНС требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ИКА иск не признала, поддержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, также пояснила, что с учетом включения спорных периодов у истца недостаточно льготного стажа работы по Списку № и № для досрочного назначения пенсии.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля ЧСА, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (далее Закона), действовавшего в период возникновения спорных взаимоотношений, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
В судебном заседании установлено, что истец Масловский С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчик своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что страховой стаж заявителя составляет 31 год 02 месяца 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в МКС составляет 13 лет 03 месяца 10 дней, при этом, ответчиком не были включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, периоды работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает необоснованным отказ ответчика во включении периодов работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах Крайнего Севера, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт осуществления истцом предпринимательской деятельности на территории Костомукшского городского округа Республики Карелия в периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается объяснениями истца, а также совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: свидетельством о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, договорами об оказании услуг между ИП ЧСА и ИП Масловский С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, актами выполненных услуг (работ) за указанные периоды, показаниями свидетеля ЧСА, допрошенной в судебных заседаниях, подтвердившей, что истец работал оператором лесозаготовительной техники в указанные периоды на территории Костомукшского городского округа по заключенным с нею договорам об оказании услуг.
Как следует из письменных материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, указанные периоды работы истицы были включены ответчиком в страховой стаж по тем основаниям, что истец производил оплату страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды работы истца в качестве индивидуального предпринимателя со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Вместе с тем, истцом и его представителем не представлено доказательств работы истца в районах Крайнего севера в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанные периоды не подлежат включению в стаж РКС.
Истец просит также включить в страховой стаж период работы в кооперативе «Эллада» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец и его представитель ссылаются на то, что факт его работы в организации подтверждается записью в трудовой книжке.
Трудовая книжка, на которую сослался истец, в силу п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, является документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Однако, из материалов наблюдательного дела кооператива «Эллада» следует, что в 1990 году кооператив не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности, и не производил начисление и уплату страховых взносов, в связи с чем суд считает, что данный период обоснованно не включен ответчиком в страховой стаж истца.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Истец и его представитель полагают, что имеющегося у истца льготного стажа работы по Списку № 1 и Списку № 2 достаточно для назначения истцу досрочной пенсии, как на основании действовавшего в 2014 году ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и на основании действующего ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд считает, что у истца на момент вынесения решения об отказе в установлении пенсии отсутствовало право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из расчета стажа истца, представленного ответчиком, и не оспариваемого истцом, стаж работы истца по Списку № 1 составляет 04 года 11 месяцев 04 дня (в полуторном исчислении), стаж работы истца по Списку № 2 составляет 03 года 08 месяцев 22 дня (в полуторном исчислении).
Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года и утвержденными им Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом, Правилами установлено, что к работе по пп. 2 ст. 27 ФЗ (работе с тяжелыми условиями труда) предусмотрено суммирование периодов работ по пп. 1 ст. 27, однако только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 (п. 3, пп. 2 Постановления № 516), который предусматривает стаж в 12 лет 6 месяцев.
Следовательно, суммирование периодов работ с тяжелыми условиями труда с периодами работ, предусмотренных пп. 1 Правил, возможно, лишь в случаях, если в результате суммирования специальный стаж составит полных 12 лет 6 месяцев.
Таким образом, поскольку специальный стаж работы истца составил менее требуемого, на момент обращения в Управление пенсионного фонда, и по настоящее время у истца необходимого стажа в 12 лет 6 месяцев не имеется, ответчик обоснованно отказал ему в назначении пенсии по этому основанию.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд определяет расходы на оплату услуг представителя, подлежащие взысканию с ответчика в пользу истца в размере 3 000 рублей, при этом суд учитывает требования разумности, а также объем выполненной работы представителем (составление искового заявления, участие в судебных заседаниях).
Руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Включить Масловский С.В. в стаж работы в районах Крайнего севера периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) в пользу Масловский С.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивировочная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.