Дело № 2 – 890 / 2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2013 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи - Харрасова Н.М.,
с участием прокурора - Махмутовой З.К.,
при секретаре - Салаховой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Сапеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ о возложении обязанности обратиться в Азнакаевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения закона. В ходе проверки установлено, что водоснабжение населения с.Сапеево Азнакаевского муниципального района осуществляется тремя артезианскими скважинами, одна из которых расположена на северной стороне в 180 метрах от с.Сапеево. При этом эксплуатация данного объекта осуществляется с нарушениями требований законодательства в области экологической безопасности и санитарных правил. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности сельских поселений Азнакаевского муниципального района от 13.03.2013 года (далее по тексту - Реестр) указанная скважина в Реестре не учтена и на балансе какого-либо сельского поселения не состоит. Исполнительным комитетом Сапеевского сельского поселения проект зоны санитарной охраны артезианской скважины, расположенной на северной стороне в 180 метрах от с.Сапеево, не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны. Указанный бесхозяйный объект водоснабжения обеспечивает водой жилые дома, объекты социальной сферы, находящиеся на территории Сапеевского сельского поселения, и непринятие их в муниципальную собственность может явиться причиной его повреждения, что реально угрожает возникновением чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы, а также нанести ущерб имуществу и нарушить права неопределённого круга лиц. Бездействие исполнительного комитета Сапеевского сельского поселения, который наделен действующим законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым также относятся вопросы организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может привести к возникновению аварийных ситуаций, привести к ухудшению качества воды, что негативно скажется на здоровье и жизни неопределенного круга лиц. Просит обязать ответчика обратиться с заявлением в Азнакаевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан о постановке на учёт бесхозяйного объекта водоснабжения - артезианской скважины, расположенной по адресу: РТ, Азнакаевский муниципальный район, на северной стороне в 180 метрах от с.Сапеево, для последующей разработки проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины, представления его в ТОУ Роспотребнадзор по Республике Татарстан в Азнакаевском районе и г.Азнакаево в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны.
Законный представитель Сапеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ Галиева Ф.Г. с заявлением прокурора согласилась частично и показала, что указанной скважиной обеспечивается водоснабжение населения с.Сапеево. На балансе Сапеевского сельского поселения данная скважина не состоит. Сведений о собственнике не имеется. Намерены обратиться в Азнакаевский отдел Росреестра с заявлением о постановке на учет скважины как бесхозяйного. После этого через год, если не объявится собственник скважины, намерены добиваться поставить скважину на баланс сельского поселения, после этого у них появится возможность понести расходы на ее содержание, разработку проекта зоны санитарной охраны. До этого необходимо собрать справки о том, что скважина не состоит в республиканской или в федеральной собственности. Для выяснения этого вопроса они уже направили соответствующие запросы, ждут ответа.
Представитель третьего лица – ТО Управления Роспотребнадзора по РТ в Азнакаевском районе и г.Азнакаево на суд не явился, представил заключение по заявлению.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, поддержавшего заявление, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения закона. Водоснабжение населения с.Сапеево Азнакаевского муниципального района осуществляется тремя артезианскими скважинами, одна из которых расположена на северной стороне в 180 метрах от с.Сапеево. При этом эксплуатация данного объекта осуществляется с нарушениями требований законодательства в области экологической безопасности и санитарных правил. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности сельских поселений Азнакаевского муниципального района от 13.03.2013г. указанные скважины в Реестре не учтены и на балансе какого-либо сельского поселения не состоят. Исполнительным комитетом Сапеевского сельского поселения проект зоны санитарной охраны указанной артезианской скважины не разработан, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны.
Указанный бесхозяйный объект водоснабжения обеспечивает водой жилые дома, объекты социальной сферы, находящиеся на территории Сапеевского сельского поселения. Непринятие их в муниципальную собственность и мер по их содержанию создает угрозу возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы, а также может нанести ущерб имуществу и нарушить права неопределённого круга лиц.
Исполнительные комитеты сельских поселений наделены действующим законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым также относятся вопросы организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011г. №416-
ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - ФЗ №416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем
холодного водоснабжения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение (в случае если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 ФЗ №416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 1 статьи 12 ФЗ №416-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления поселений для каждой централизованной системы холодного водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года (далее по тексту - ФЗ № 7- ФЗ) охрана окружающей среды - это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статья 3 Федерального закона №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в числе прочих, поверхностные и подземные воды.
В ст.39 Федерального закона №7-ФЗ закреплено, что лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 43 Федерального закона №7-ФЗ предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статья 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - ФЗ № 52- ФЗ) устанавливает, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается лишь при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании ФЗ №52-ФЗ разработаны Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 закреплено, что организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта.
Пункт 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 устанавливает, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов и организация водоснабжения.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности сельских поселений Азнакаевского муниципального района РТ артезианские скважины, расположенные в с.Сапеево Азнакаевского района РТ, в числе имущества, находящегося в муниципальной собственности, не значатся.
В соответствии с сообщением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан артезианские скважины, расположенные на территории Сапеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ, в Реестре государственной собственности Республики Татарстан не значатся.
Согласно сообщению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Азнакаевском районе и г.Азнакаево проекты зон санитарной охраны скважин, находящихся на территории Сапеевского сельского поселения, не разработаны.
Так как собственник артезианской скважины, расположенной в 180 метрах к северу от с.Сапеево Азнакаевского района РТ, неизвестен, в соответствии со ст.225 ГК РФ исполнительный комитет Сапеевского сельского поселения, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке указанной скважины на учёт как бесхозяйное имущество.
Руководствуясь статьями 194, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Азнакаевского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Сапеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ обратиться с заявлением в Азнакаевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан о постановке на учёт бесхозяйного объекта водоснабжения - артезианской скважины, расположенной в 180 метрах к северу от с.Сапеево Азнакаевского муниципального района РТ для последующей разработки проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ.
Судья Харрасов Н.М.
Решение не вступило в законную силу.