Судья – Устинов О.О. Дело № 33а-40924/2019
№ 2а-7415/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«03» декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Сидорова В.В.,
судей Суслова К.К., Зенина В.А.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при ведении протокола
помощник судьи Горб Е.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергиенко И.Г. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 30 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Зарубеева О.Н. обратилась в суд с административным иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании действий и решений, в котором просит: признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 30.04.2019г. об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков формируемых в результате раздела земельного участка, с кадастровым номером: <...> по адресу: Краснодарский край, <...>, на кадастровом плане территории, согласно приложенной схеме расположения участка; возложить обязанность на департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Зарубеевой О.Н. вх. №б/н от 03.04.2019г. и принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков, площадью 370 кв.м и 776 кв.м, формируемых в результате раздела земельного участка, с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, <...>, на кадастровом плане территории, согласно приложенной схеме расположения участка.
В обоснование своих требований ссылается на то, что Зарубеевой О.Н. на праве собственности принадлежит здание котельной, площадью 385,3 кв.м, литер Г, кадастровый <...>, и гараж с красным уголком, площадью 73,2 кв.м, литер: Г1, этажностью: 1, кадастровый <...>, расположенные по адресу: <...>, Краснодарский край.
03 апреля 2019 Зарубеева О.Н. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельных участков.
Письмом <...> от 30.04.2019г. департамента имущественных отношений Краснодарского края отказано административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Зарубеева О.Н. полагает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории является незаконным и необоснованным, нарушающим ее законные права и интересы, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 30 июля 2019 года суд частично удовлетворил административное исковое заявление Зарубеевой О.Н. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании действий и решений.
Признал незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 30.04.2019г. об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, формируемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, по адресу: Краснодарский край, <...>, на кадастровом плане территории, согласно приложенной схеме расположения участка.
Возложил обязанность на департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Зарубеевой О.Н.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказано.
С указанным решением суда не согласилась представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергиенко И.Г. и подала апелляционную жалобу.
В обоснование своих доводов жалобы Сергиенко И.Г. ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Также Сергиенко И.Г. указывает, что согласно информации, полученной от департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 11.04.2019г. обосновать площадь образуемых земельных участков не представляется возможным.
В возражениях на жалобу представитель Зарубеевой О.Н. по доверенности Бурба Е.С. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Прочко Е.П., поддержавшую доводы жалобы, представителя Зарубеевой О.Н. по доверенности Бурбу Е.С., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Зарубеевой О.Н. на праве собственности принадлежит здание котельной, площадью 385,3 кв.м, литер Г, кадастровый <...>, и гараж с красным уголком, площадью 73,2 кв.м, Литер: Г1, кадастровый <...>, расположенные по адресу: <...>, Краснодарский край.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером: <...> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений, площадью 8920+/-66 кв.м, находящимся по адресу: Краснодарский край, <...>, согласно кадастровой выписке от 17.08.2016г.
В соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ определен порядок раздела земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частности: путем утверждения схемы.
Согласно ст. 11.9 ЗК РФ установлены требования к вновь образуемым земельным участкам: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использование; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагалось образование двух земельных участков площадью 370 кв.м. и 776 кв.м, с целью дальнейшего обращения с заявлением об утверждении схемы, проведения кадастровых работ по постановке вновь образованных земельный участков на кадастровый учет, и обращения с заявлением о предоставлении земельных участков под объектами в аренду Зарубеевой О.Н.
Согласно п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствие с п. 2 ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, схема расположения земельного участка предоставляется заявителем, если участок предстоит образовывать и отсутствует проект межевания территории в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В силу ч. 5 ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
03 апреля 2019 Зарубеева О.Н. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельных участков, предоставив следующий пакет документов: копию паспорта представителя на 1 листе; копию доверенности на 1 листе; копию договора купли-продажи недвижимости от 25.01.2007г. на 1 листе; копию передаточного акта от 25.01.2007г. на 1 листе; копию свидетельства о государственно регистрации права от 14.05.2007г. № <...> на 1 листе; копию свидетельства о государственно регистрации права от 14.05.2007г. № <...> на 1 листе; копию выписок из ЕГРН на 4 листах; копию кадастровой выписки о земельном участке на 3 листах; схему расположения земельного участка на 4 листах; СД-диск; копию выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО <...> на 3 листах; согласие на утверждение схемы на 4 листах.
Письмом <...> от 30.04.2019г. департамента имущественных отношений Краснодарского края отказано Зарубеевой О.Н. в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии со статьями 11.9, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. <...>-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а также с пунктом 2.10.2 административного регламента по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15.05.2015г. <...>, а именно: предельная площадь части земельного участка, занятая объектами недвижимости и необходимая для его использования, должна соответствовать утвержденным в установленном порядке нормам отвода земли для конкретных видов деятельности.
Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования <...>, формируемые земельные участки расположены в границах населенного пункта <...>, зоны П-5.
Одним из основных видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является коммунальное облуживание и объекты гаражного назначения.
Минимальная и максимальная площадь земельных участков может составлять 20-1000м2. Максимальный процент застройки 60%.
Судом первой инстанции установлено, что указанные требования и предельные размеры вновь сформированных земельных участков не были нарушены при подготовке схемы.
На основании подпункта 1 пункта 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Основания для отказа в утверждении схемы КПТ перечислены в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, среди которых несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 данной статьи (пп.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пп.2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Судом первой инстанции правильно установлено, что указанных оснований для отказа не имелось, предельная площадь части земельного участка, занятая объектами недвижимости и необходимая для его использования соответствует утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности.
В соответствии с п. 9 ст. 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти Краснодарского края или органы местного самоуправления в Краснодарском крае, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимают решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями для отказа в и утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 11 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае наличия заключения органа, архитектуры и градостроительства, содержащего информацию о несоответствии предельной площади части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правилам землепользования и застройки, градостроительной и проектной документации.
Однако, судебной коллегией усматривается, что заключение органа архитектуры и градостроительства, содержащего информацию о несоответствии предельной площади части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании незаконным отказа административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка, соответствующими требованиям законодательства, поскольку испрашиваемый Зарубеевой О.Н. земельный участок сформирован с учетом площадей и границ, фактически используемых в процессе эксплуатации объектов недвижимости, при этом размер земельного участка поставлен в зависимость не только от размера объекта капитального строительства, расположенного на таком земельном участке, но и от назначения этого объекта, а также целей его использования.
При этом, отказ административного ответчика фактически ограничивает предусмотренное п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право заявителя на приобретение земельного участка.
Между тем, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции также обоснованно пришел к выводу о том, что требования Зарубеевой О.Н. о возложении обязанности на департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков, площадью 370 кв.м. и 776 кв.м, формируемых в результате раздела земельного участка, с кадастровым номером 23:16:0901000:402, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на кадастровом плане территории, согласно приложенной схеме расположения участка, не подлежат удовлетворению, поскольку законных оснований для их удовлетворения не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований Зарубеевой О.Н. следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении обжалуемого решения суда не были полно, всесторонне и объективно исследованы материалы дела, направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства, являются необоснованными, не могут служить основанием к отмене решения суда и удовлетворению заявленных требований.
Ссылка в жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергиенко И.Г. о том, что согласно информации, полученной от департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 11.04.2019г., обосновать площадь образуемых земельных участков не представляется возможным, является несостоятельной ввиду отсутствия данной информации в материалах дела.
Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, которым не была дана оценка судом первой инстанции и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 30 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергиенко И.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи