Решение по делу № 33-7477/2010 от 05.08.2010

Дело №33-7477/2010
Судья Двоеглазов СВ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 17 августа 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Свинцовой Г.В.,
Трапезниковой И.И.,
при секретаре Колунтаевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кириченко Н.А на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 14 июля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И., об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кириченко Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании права на получение социальной выплаты; просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 -2010 годы», принятой Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года №344-П; признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, как работника бюджетного учреждения, в рамках подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 -2010 годы», принятой Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года №344-П. В обоснование доводов заявления ссылается на то, что является работником федерального учреждения. В подпрограмму «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2009 -2010 годы», принятую Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года №344-П не включены граждане, работающие в федеральных учреждениях, в связи с чем решением Комитета по управлению

2
имуществом г. Снежинска ей было отказано во включение в список участников указанной подпрограммы, с данным решением она не согласна, поскольку Жилищный кодекс РФ признает неизменность жилищных прав, возникших до издания акта жилищного законодательства, подпрограмма в новой и старой редакции не предусматривает возможность исключения работника бюджетной сферы из списка нуждающихся в предоставлении социальной выплаты, на момент подачи ею заявления 22 сентября 2008 года оснований для отказа в признании ее нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, как работнику бюджетного учреждения не было.
Заявитель Кириченко Н.А. в судебном заседании участия не принимала, представитель заявителя, действующий по доверенности Дигас А.Б., заявленные требования поддержал.
Представитель Комитета по управлению имуществом г. Снежинска, действующая по доверенности Журавлева А.В., требования заявителя не признала.
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Кириченко П.Г. в судебном заседании участия не принимали.
Решением суда в удовлетворении требований Кириченко Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Кириченко Н.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несогласие с решением суда. Указывает, что на момент ее обращения в Комитет по управлению имуществом г. Снежинска 25 апреля 2008 года с заявлением об участии в подпрограмме, предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилья регулировалось программой «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2008 -2010 годы», принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года №969. 17 декабря 2009 года Правительством Челябинской области принято Постановление №344-П, которым утверждена программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 -2010 годы», согласно которой предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилья работникам федеральных учреждений не предусмотрено. Однако в связи с тем, что указанные программы приняты во исполнение федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, они регулируют одни и те же жилищные отношения; принятие программы Правительством Челябинской области это изменение регулирования уже возникших жилищных правоотношений, в связи с чем

3
запрет на участие в жилищной подпрограмме работников бюджетных учреждений распространяется только на лиц, подавших заявление после принятия новой жилищной программы, соответственно работники федеральных учреждений, у которых возникло право на участие в подпрограмме в старой редакции, реализуют свое право на основании подпрограммы в новой редакции. Также не согласна с выводом суда о том, что отсутствие постановления органа местного самоуправления о признании ее участником подпрограммы, влечет отсутствие у заявителя права на участие в подпрограмме, поскольку подпрограмма предусматривает добровольное участие и заявительный характер, все действия, предусмотренные программой, заявитель выполнила, в связи с чем полагает что отсутствие юридического оформления данного права не может рассматриваться как отсутствие самого права. Также указывает, что решений об отказе в принятии ее как участника подпрограммы в сроки, установленные программой, принято не было, что свидетельствует о признании ее права на участие в подпрограмме. Также полагает, что кроме права на участие в подпрограмме, у нее возникло и право на получение социальной выплаты.
В суд кассационной инстанции заявитель Кириченко Н.А., представитель заявителя Дигас А.Б., Кириченко П.Г., представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, не явились, извещены.
Представитель Комитета по управлению имуществом г. Снежинска, действующая по доверенности Журавлева А.В., доводы жалобы не признала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, Кириченко Н.А. является работником Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15» Федерального медико-биологического агентства России, данное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось.
25 апреля 2008 года Кириченко Н.А. обратилась с заявлением в адрес председателя Комитета по управлению имуществом г. Снежинска, в котором просила принять её семью в составе четырех человек, в качестве участников подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья в городе Снежинске», указав, что состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 2001 года (л.д. 48).

4
В материалы дела также представлена справка № К-1-35/1195 от 25 мая 2010 года о том, что семья Кириченко Н.А. в составе трех человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в общий список с 23 июля 2001 года и в список с учетом льготы на первоочередное предоставление жилого помещения (л.д. 47).
14 мая 2008 года Комитетом по управлению имуществом г. Снежинска в адрес Кириченко Н.А. направлено письмо № К-4-45/769-22 о том, что ее заявление рассмотрено и семья Кириченко Н.А. включена в списки граждан, подавших заявления на участие в подпрограмме (л.д. 6).
08 апреля 2010 года Комитетом по управлению имуществом г. Снежинска в адрес Кириченко Н.А. направлено письмо №К-4-48/796-22, в котором указано, что семья Кириченко Н.А. исключена из списка граждан, подавших заявление на участие в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» городской целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Снежинске» на 2008-2010 годы, а также указано, что Кириченко Н.А. является работником федерального бюджетного учреждения, в связи с чем оснований для участия семьи заявителя для участия в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» не имеется (л.д. 7).
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года № 969 принята областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2008 - 2010 годы», в рамках которой утверждена Подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», которая предусматривала, что участниками подпрограммы могут являться, в том числе, граждане, являющиеся работником федерального, областного и муниципального бюджетного учреждения (п. 5).
Аналогичные положения содержала Подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья в городе Снежинске», принятая в рамках городской целевой Программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России в городе Снежинске на 2008-2010 года», утвержденная решением Собрания депутатов города Снежинска № 99 от 16 июля 2008 года.
Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года № 969 утратило силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2010 года № 2173.

5
Решением Собрания депутатов города Снежинска № 39 от 14 апреля 2010 года в Подпрограмму «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья в городе Снежинске», также внесены изменения и исключены положения о возможности признания в качества ее участника работника федерального бюджетного учреждения (л.д. 43).
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря
2009 года № 344-П утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 - 2010 годы», в рамках которой принята Подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», которая предусматривает, что участником подпрограммы может быть гражданин - работник бюджетной сферы, постоянно проживающий на территории Челябинской области иявляющийся, работником областного или муниципального бюджетного
учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов (п. 5).
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правильно применил указанные положения норм права, и пришел к обоснованному выводу о том, что Кириченко Н.А. является работником учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета, что исключает возможность ее участия в Подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», принятой в рамках областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года № 344-П, и соответственно заявитель не может воспользоваться правом на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, как работника бюджетного учреждения, в рамках ' данной Подпрограммы.
Доводы кассатора о том, что ранее действовавшая Программа, принятая Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года № 969 и действующая в настоящее время Программа, утвержденная Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года № 344-П регулируют одни и те же жилищные отношения; принятие программы Правительством Челябинской области это изменение регулирования уже возникших жилищных правоотношений, в связи с чем запрет на участие в жилищной подпрограмме работников бюджетных учреждений распространяется только на лиц, подавших заявление после принятия новой программы,

6
соответственно работники федеральных учреждений, у которых возникло право на участие в Подпрограмме в старой редакции, реализуют свое право на основании подпрограммы в новой редакции, и ссылка кассатора на ст. 6 Жилищного кодекса РФ, несостоятельны и связаны с ошибочным толкованием норм права.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 Жилищного кодекса РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Челябинской области на 2008 - 2010 годы», в рамках которой утверждена Подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» утратила силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2010 года № 2173.
Положений, предусматривающих право на включение в число участников Подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года № 344-П, лиц, подавших заявление на условиях, ранее действовавшей Программы, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года № 969, новая Программа не содержит.
Доводы кассатора об ошибочности выводов суда о том, что Комитет не является разработчиком жилищных программ, и как подразделение органа местного самоуправления лишь исполняет требования нормативных правовых актов, принятых федеральными органами или органами субъекта Российской Федерации, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу, на существо принятого судом решения не влияют, и основанием к отмене решения суда не являются.
Доводы кассационной жалобы о том, что после подачи заявления о включении в число участников подпрограммы решений об отказе в принятии ее как участника подпрограммы в установленные сроки, принято не было, что свидетельствует о признании ее права на участие в

7
подпрограмме, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Действительно на момент подачи Кириченко Н.А. заявления о включении ее семьи в число участников Подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года № 969, п. 22 названной Подпрограммы предусматривал порядок рассмотрения заявления работника бюджетной сферы и вынесения решения о признании его в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты, и устанавливал, что поступившее от работника бюджетной сферы заявление с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления, по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий заявителя не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимся в предоставлении социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что 14 мая 2008 года Кириченко Н.А. Комитетом по управлению имуществом г. Снежинска дан ответ о том, что ее семья включена в списки граждан, подавших заявления на участие в подпрограмме.
Сведений о том, что органом местного самоуправления было принято решение об отказе во включении Кириченко Н.А. в список участников данной Подпрограммы не представлено, однако данное обстоятельство не свидетельствует, что Кириченко Н.А. была включена в число участников данной подпрограммы, поскольку решений о включении Кириченко Н.А. в список участников Подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» также не представлено.
Кроме того, действия Комитета по управлению имуществом г. Снежинска по включению Кириченко НА. в списки граждан, подавших заявления на участие в подпрограмме, равно как и бездействие по принятию решения о включении в список участников Подпрограммы либо об отказе в этом заявителем обжалованы не были.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводам о том, что у суда первой инстанции не было оснований для признания за

4
8
Кириченко Н.А. права на участие в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2009 -2010 годы», принятой Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 года №344-П и права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, как работника бюджетного учреждения, в рамках данной подпрограммы.
Решение суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, требованиям закона не противоречат. Основания к его отмене по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Снежинского городского суда Челябинской области от 14 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кириченко Н.А — без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи

33-7477/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
1.Предмет рассмотрения: Решение об ОТКАЗЕ в удовлетворении требований. Результат рассм.: Судебный акт оставлен без изменения
Истцы
Кириченко Наталья Александровна
Другие
Министерство инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области
Комитет по управлению имуществом г.Снежинска
Администрация г.Снежинска
Кириченко Павел Григорьевич в интересах несовершеннолетних Кириченко Вадима Павловича, Кириченко Алисы Павловны
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Трапезникова Ирина Ильинична
17.08.2010Назначено судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее