Дело № 2-139/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Могоча 9 марта 2017 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
при секретаре Мингаловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
установил:
Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, в обоснование заявления суду показал, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части распространения в сети «Интернет» информации, призывающей к коррупционным действиям. Установлено следующее.
При мониторинге сети «Интернет» посредством услуг
связи, оказываемых прокуратуре района Забайкальским филиалом ПАО
«Ростелеком», установлен факт свободного доступа неограниченного круга лиц
на странице сайта с URL-адресом http://diplomikas.соm/ противоправной и
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
информации.
Так, на вышеуказанной странице сайта размещена информация о том, как можно купить диплом без поступления в высшие учебные заведения, заведения среднего специального образования на всей территории Российской Федерации, указаны контактные данные по обращению, примерная стоимость типографских бланков дипломов специалиста и бакалавра, условия оплаты.
Просит признать информацию, размещенную на странице сайта URL-дресом http://diplomikas.соm/ противоправной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, извещен надлежащим образом.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения заявителя, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов в сфере социальной защиты.
Как было установлено в судебном заседании, прокурор обратился в защиту прав неопределенного круга лиц, чьи права в социальной сфере могут быть нарушены, в связи с чем, суд считает, что исковое заявление подано прокурором законно и обоснованно.
Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение информации любым законным способом.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Указанная норма устанавливает запрет, злоупотребления свободой массовой информации. Исходя из смысла Закона, злоупотребление свободой массовой информации – использование предоставленных средствами массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству не допускается.
В соответствии с п.п..5, 6 ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273 «О противодействии коррупции», одним из принципов противодействия
коррупции в Российской Федерации является приоритетное применение мер по
предупреждению коррупции, комплексное использование политических,
организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
В силу п. 1-5 ст.7 ФЗ № 273-ФЗ о противодействии коррупции одним основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области
противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных
государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
На основании п.18 ст.2 Закона об образовании образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида
деятельности в соответствии с целями, ради, достижения которых такая
организация создана.
Согласно п. 2, 3 ст. 60 Закона об образовании документы об образовании
оформляются на государственном языке Российской Федерации, заверяются
печатями; организаций, осуществляющих образовательною деятельность.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно
устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную
деятельность.
При этом, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона от 27июля 2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (утв. постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети "Интернет"; решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией.
Таким образом, законом установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим коррупционный материал.
Прокурорской проверкой исполнения требований Федерального закона от 29 декабря 2012№ 273-ФЗ "Об образовании" установлено, что на странице сайта с URL-адресом http://diplomikas.соm/ размещена информация, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Доводы, указанные в заявлении прокурора подтверждаются актом осмотра сайта с URL-адресом http://diplomikas.соm/, снимками страниц данного сайта ( л.д.8, 9-10).
Таким образом, суд считает заявление прокурора основанным на законе, подтвержденным письменными доказательствами и подлежащим удовлетворению.
Возражений против заявленных прокурором исковых требований от заинтересованного лица не поступило.
Руководствуясь ст. ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом http://diplomikas.соm/ в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю для последующего включения указателя страницы сайта в сети «Интернет»: http://diplomikas.соm/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий судья Жгенти Л.А.