Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 октября 2018 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., при секретаре ФИО3, с участием ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании 50 087,22 рублей в пользу городского бюджета <адрес> в качестве размера вреда, причиненного транспортным средством, осуществившим перевозку тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО4 обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании 50 087,22 рублей в пользу городского бюджета <адрес> в качестве размера вреда, причиненного транспортным средством, осуществившим перевозку тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения <адрес> по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в 10:15 ч. в <адрес>, сотрудниками ОГИБДД было остановлено транспортное средство Тягач-МАН, г/н №, маршрут движения по городу, согласно правилам ПДД.
По данному факту ОГИБДД составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
Администрацией <адрес> направлялся запрос в ОГИБДД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении и направлении административного материала в отношении водителя о привлечении к административной ответственности по ст. 12.21.1 ч.2 КоАП РФ ФИО1 От ОГИБДД поступил ответ, что в случае подачи искового заявления в судебные органы, оригиналы административных материалов будут предоставлены в судебные органы на основании запроса и предоставлена карточка правонарушения с печатью и со сведениями о правонарушении.
Транспортное средство находится в собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством №.
Согласно п. 2.3.2.1.1. приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» сотрудником Госавтоинспекции осуществляется остановка транспортных средств и проверка наличия у водителей документов, предусмотренных ПДД РФ, в целях осуществления весового и габаритного контроля.
Сотрудником отдела обеспечения взвешивания транспортных средств муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения», было предоставлено весовое оборудование АВТОПОСТ М20/2 (руководство по эксплуатации УФГИ.404432.005 РЭ), предназначенное для измерений нагрузок от осей автомобилей и обеспечено взвешивание транспортного средства.
Данная программа разработана ООО «Каскад-Про» по заказу владельца автомобильных дорог местного значения <адрес> (Администрации <адрес>).
В результате проверки (взвешивания) (акт от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено превышение нагрузки полной массы транспортного средства и нагрузки на оси транспортного средства (осевые нагрузки). Перевозка груза осуществлялась без соответствующего специального разрешения.
Согласно ч.1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ N 9-ФЗ) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
На основании ч.9 ст.31 вышеназванного закона размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется:
- органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения.
В Постановлении Правительства РФ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с ч.11 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного
значения города «Кемерово» определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения <адрес>, при превышении значений предельно допустимой массы транспортного средства и осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Согласно ст. 7 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.03г. по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Приложения №, 2 к Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, устанавливают размеры вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства и осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В связи с возникновением неблагоприятных природно-климатических условий в 2017 году на основании п.1 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ввести в весенний период с 27.03.2017г. по 25.04.2017г. на автомобильных дорогах <адрес> временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают следующие значения: 6 тонн на одиночную ось автотранспортного средства; 5 тонн на каждую ось двуосной тележки автотранспортного средства; 4 тонны на каждую ось трехосной тележки автотранспортного средства.
При оформлении акта № осуществлен расчет размера вреда, который составляет 50 087 (пятьдесят тысяч восемьдесят семь) рублей 22 коп.
До настоящего времени сумма, подлежащая уплате в качестве компенсации вреда, не оплачена. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр организации дорожного движения» создано для разработки маршрутов проезда автотранспортных средств с тяжеловесными и (или) крупногабаритными грузами, организации работ по определению и возмещению вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов; осуществления контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств, следовательно, наделено соответствующими полномочиями.
Согласно п.2 ст. 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Просит взыскать с ФИО1 в пользу городского бюджета <адрес> ущерб, причиненный транспортным средством, осуществившим перевозку тяжеловесного груза, в размере 50 087,22 рублей.
Представитель истца администрации <адрес> при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Из искового заявления следует, что представитель истца по доверенности ФИО4 просит рассмотреть указанное дело без участия представителя истца.
Ответчик ФИО2 Г.М. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что автомашина марки «Тягач-МАН» за государственными регистрационными знаками К 988 РХ 152 РУС зарегистрирована на нем и принадлежит ему. Примерно в начале апреля 2017 года он за рулем указанной автомашины выехал из <адрес> в <адрес> Республики Дагестан. Указанная автомашина была загружена различным товаром, а именно: пледы, подушки, постельное белье, полотенца и др. В его а/машине кроме него никого не было. ДД.ММ.ГГГГ он проезжал <адрес>. На объездной дороге по <адрес> его остановили сотрудники ГИБДД. На передвижном весовом пункте, его а/машину загнали на весы и произвели взвешивание. Сотрудниками был составлен акт взвешивания транспортного средства.
После составления акта взвешивания ему предложили подписать акт и получить копию акта, но он отказался, так как при въезде в <адрес> на въездном весовом пункте произвели взвешивание его транспортного средства, но перевеса не было.
С представленным ему на обозрение Актом № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и(или) нагрузке на ось от 15.04.2017г., он ознакомился. Именно указанный Акт был составлен 15.04.2017г. и он отказался подписывать указанный Акт и получить его копию.
С представленным ему на обозрение протоколом <адрес> об административном правонарушении от 15.04.2017г. он ознакомился.
Указанный протокол был составлен сотрудниками ГИБДД при остановке его транспортного средства по <адрес>. В нижней части протокола подписи выполнены им.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Суд, выслушав объяснения ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №. вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
На основании п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется в том числе и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона №257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Указанное также закреплено в утвержденном Минтрансом РФ ДД.ММ.ГГГГ Положении «О порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам».
В пункте 13 Положения «О порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам» указано, что средства, полученные от взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, направляются на ремонт указанных автомобильных дорог в целях компенсации ущерба, наносимого им в результате провоза тяжеловесных грузов, а также на возмещение затрат, связанных с организацией пропуска движения, и затрат, связанных с осуществлением надзора за состоянием федеральных автомобильных дорог и сооружений на них, включая контроль и техническое обследование.
В качестве доказательств подтверждающих исковые требования истцом в суд представлены:- подлинник Акта № от ДД.ММ.ГГГГ, подлинник расчетного листа к Акту № от 15.04.2017г., - копия свидетельства о поверке №, копия свидетельства о поверке №.
Из подлинника Акта № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и(или) нагрузке на ось от 15.04.2017г. следует, что при взвешивании грузового автомобиля марки «Тягач-МАН», с государственным регистрационным знаком К 998 РХ 152 с полуприцепом -ШМИТЦ с государственным регистрационным знаком ВА7506 52, под управлением водителя ФИО1 выявлены превышение осевых нагрузок автомашины, а именно: на первую ось: допустимая нагрузка 6.000 кг., а фактическая-6.460 кг.; на вторую ось: допустимая нагрузка 6.000 кг., а фактическая-6,820 кг.; на третью ось: допустимая нагрузка-4,000 кг., а фактическая 5,500 кг.; на четвертую ось: допустимая нагрузка-4,000 кг., а фактическая нагрузка-5,480 кг., на пятую ось: допустимая нагрузка 4,000 кг, а фактическая-5,300 кг.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании: Автопост-10/2(4), Свидетельство о поверке №, заводской №. Весоизмерительные устройства №№,136 действительно до 13.10.2017г..
В указанном Акте указан маршрут движения транспортного средства с указанием пройденного расстояния по местным автомобильным дорогам под управлением ФИО1:22.80 км. по городу Кемерово. В графе объяснение водителя имеются записи: «от подписи отказался» и подпись лица, составившего Акт. В графе подпись водителя, подпись отсутствует.
Акт подписан специалистом ООВСТ ФИО5
Согласно п.22 Административного регламента должностное лицо составляет акт по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В соответствии с пунктами 2.1.2.1 и 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза(делимый) неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/ межмуниципального/местного значения) (в км), полная масса транспортного средства(т):допустимая и фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии).
Указанный акт подписывается должностным лицом) осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;
Указанный Акт № от 15.04.2017г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и нагрузке на ось, составленный специалистом ООВСТ Прокудиным от 15.04.2017г. соответствует указанным требованиям, поскольку указанный Акт составлен в присутствии самого ФИО1, которому было предложено подписать Акт и получить его копию, где водитель ФИО2 Г.М. от подписания указанного акта и от получения его копии отказался.
Следовательно, указанный акт является достоверным, относимым и допустимым доказательством по делу.
В качестве доказательств подтверждающих исковые требования истцом в суд представлен расчетный лист к Акту № от 15.04.2017г. где сумма причиненного ущерба составляет 50 87,22 руб.
Из свидетельства о поверке №, выданного ООО «Инженерный центр «АСИ» следует, что указанное свидетельство выдано на автомобильные весы АВТОПОСТ-10/2-20(4), весоизмерительные устройства №№;36, заводской №, срок действия до 13.10.2017г.
Согласно свидетельства о регистрации ТС серии 05 45 № собственником а/машины марки «МАН» с регистрационным знаком К 998 РХ 152 является ФИО1.
Также согласно свидетельству о регистрации ТС серии 05 45 № собственником полуприцепа марки «ШМИТЦ» с регистрационным знаком ВА 7506 52 является ФИО1.
Факт нарушения допустимых весовых параметров транспортного средства, принадлежащего ответчику, зафиксирован в вышеназванном акте и приложенном к нему детализации расчета.
Ответчиком ФИО1 размер материального ущерба не оспаривается, и в опровержение расчета представленного истцом в суд свой расчет не представил.
Согласно претензии от ДД.ММ.ГГГГ №б/н истцом администрацией <адрес> в адрес ответчика ФИО1 направлена претензия с просьбой оплатить в добровольном порядке причиненный им ущерб в размере 50 087,22 рублей.
Однако, ответчиком ФИО1 каких-либо мер о добровольном возмещении материального ущерба не предпринято.
Таким образом, судебным разбирательством по делу установлено и не оспаривается ответчиком, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль марки «МАН» государственный регистрационный знак К 998 РХ 152 РУС, полуприцеп марки «ШМИТЦ» государственный регистрационный знак ВА 7506 52 что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.
Согласно ч.1 ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного владения или праве оперативного управления либо на ином законном основании(на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из положений пункта 1 части 13 статьи 31 Закона в случае движения тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения, размер причиняемого им вреда определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 5, 6 Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.
Таким образом, из анализа и содержания вышеуказанных норм, следует, что собственники транспортного средства, осуществляющие перевозку тяжеловесного груза с превышением весовых параметров, обязаны произвести компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки в случае отсутствия соответствующего разрешения.
Учитывая указанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования к ФИО1 подлежат удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, при подаче иска истцом государственная пошлина не оплачена.
В соответствии с п. 1.ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей, что составляет 1 703 руб.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л::
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 50 087 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 22 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1703 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░