Решение по делу № 2а-7783/2019 ~ М-7581/2019 от 24.10.2019

Дело № 10RS0011-01-2019-009994-81 (2а-7783/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи М.Н.Картавых,

при секретаре М.О. Журковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Маргаева Ивана Николаевича об оспаривании уведомления Администрации Петрозаводского городского округа № 118-2019 от 28.08.2019,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником объектов недвижимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, общая площадь 615 кв.м., кадастровый (условный) номер: , а также жилого дома общей площадью 60,3 кв.м., кадастровый (условный) номер: , расположенных по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Бабушкина, д.25. 23.08.2019 истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее Администрация) с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС), расположенного на указанном земельном участке. Уведомлением Администрации № 118-2019 от 28.08.2019 Маргаеву И.Н. указано на несоответствие параметров в уведомлении от 23.08.2019, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также на нахождение земельного участка с кадастровым номером в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Жм), где в соответствии со ст. 34 Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010 № 26/38-771 (далее - ПЗЗ) индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено. С таким решением административный истец не согласен, просит суд признать уведомление № 118-2019 от 28.08.2019 незаконным, отменить его, обязать Администрацию повторно рассмотреть уведомление Маргаёва И.Н. от 23.08.2019, возместить ему расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В судебном заседании Маргаев И.Н. не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, его представитель Горячев В.А., действующий на основании доверенности заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Хмелевская М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем жилого дома общей площадью 60,3 кв.м., по адресу: <адрес>.

23.08.2019 истец обратился в Администрацию с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Рассмотрев указанное уведомление, на основании пп. 1, 2 ч. 10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) Администрация направила истцу уведомление № 118-2019 от 28.08.2019 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении от 23.08.2019, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по тем основаниям, что в соответствии с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288) и Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков, не должно быть менее 15м, а также в соответствии с ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером (РК, <адрес>) расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Жм) и в соответствии со ст. 34 ПЗЗ в указанной зоне индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, а любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствие с пп. 1 и 5 п. 1, пп. 5, 9, 12 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков); градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Если земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон (в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования или их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), они могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (п. 4 ст. 85 ЗК РФ).

В соответствии с п.1 ст.69 Федерального закона №123-Ф3 от 22 июля 2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. №288 утвержден Свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Исходя из п.4.3 данных правил противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1. При этом минимальное расстояние не может быть менее 6 метров, а между жилым домом V степени огнестойкости и хозяйственными постройками, жилыми домами V степени огнестойкости - не менее 15 метров.

В соответствии с указанной таблицей должны соблюдаться минимальные расстояния между зданиями в зависимости от их класса конструктивной пожарной опасности.

Согласно основному чертежу Генерального плана города Петрозаводска, утвержденного, решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 (далее – Генеральный план г. Петрозаводска) спорный участок находится в границах зоны многоэтажной жилой застройки (реконструкция).

Земельный участок, принадлежащий административному истцу с кадастровым номером 10:01:0100113:12 сформирован и поставлен на кадастровый учет в существующих границах 22.12.2005, имеет площадь 615 кв.м., относится к землям населенных пунктов и согласно данным Единого государственного реестра недвижимости имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ПЗЗ спорный участок относится к территориальной зоне Жм - зоне застройки многоэтажными жилыми домами, в которой допускаются следующие виды разрешенного использования: основные виды разрешенного использования (многоэтажные жилые дома; многоэтажные жилые дома с размещением в нижних этажах объектов торгового, бытового и общественного назначения, виды использования которых предусмотрены данной статьей; объекты учреждений детского дошкольного воспитания; объекты учреждений начального и среднего образования; объекты учреждений и организаций высшего, среднего и начального профессионального образования; объекты физкультурно-оздоровительного назначения; объекты учреждений и организаций органов государственной власти и местного самоуправления; общежития; гостиницы; объекты культурно-просветительских и зрелищных учреждений; объекты учреждений дополнительного образования и досугово-развлекательного назначения; объекты здравоохранения первой необходимости; объекты общественного питания "(встроенные или пристроенные в жилые дома); объекты торговли товарами первой необходимости и повседневного спроса; объекты бытового и коммунального обслуживания; административные, офисные объекты; паркинги; объекты инженерной и транспортной инфраструктуры); условно разрешенные виды использования (4-х этажные многоквартирные жилые дома, культовые объекты); вспомогательные виды использования (детские и спортивные площадки, площадки для отдыха; хозяйственные площадки; площадки для выгула собак; паркинги; зеленые насаждения; малые архитектурные формы, элементы благоустройства, скульптурные композиции; объекты транспортной и инженерной инфраструктуры).

Согласно представленному административным истцом уведомлению от 23.08.2019, на земельном участке с кадастровым номером планируется реконструкция жилого дома (класс конструктивной пожарной опасности С2, СЗ, V степени огнестойкости). Класс конструктивной пожарной опасности объектов, расположенных на соседних земельных участках, С2, СЗ. В соответствии с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288) и Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков, не должно быть менее 15м.

Согласно п.5 ст.38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа минимальное расстояние для индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки от границ земельного участка до выступающих частей жилого дома принимается в соответствии с требованиями строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, но не менее 3 метров. С учетом приложенной Маргаёвым И.Н. к уведомлению схеме земельного участка, отступ от одной из границ земельного участка до стен жилого дома составляет 1 метр, что менее минимально допустимого расстояния.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии с частью 7 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В силу пунктов 1, 2 части 10 приведенной нормы уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Как следует из части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Согласно части 1.2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 данной статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В силу части 2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры и параметры, их сочетания.

Таким образом, содержание приведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление предельных параметров разрешенного строительства применительно к каждой территориальной зоне (подзоне) является дискрецией представительных органов местного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

Согласно ч. ч. 8 - 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных в ч. 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Судом установлено, что административный истец приобрел спорный земельный участок 14.09.2010, то есть после принятия Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска и ничто не препятствовало истцу, проявив разумную осмотрительность получить информацию о расположении земельного участка в жилой зоне многоэтажной застройки (реконструкция) зоне застройки многоквартирными жилыми домами (Жм) при принятии решения о приобретении указанного земельного участка

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое Уведомление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.08.2019 № 118-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам принято в соответствии с законом.

В судебном заседании не установлено нарушения конституционных прав и свобод административного истца, а также нарушений со стороны должностных лиц Администрации Петрозаводского городского округа, установленных Конституцией РФ, в связи с чем административный иск Маргаева И.Н. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Маргаева Ивана Николаевича отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 26.11.2019.

2а-7783/2019 ~ М-7581/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маргаёв Иван Николаевич
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Горячев Владимир Александрович
Суд
Петрозаводский городской суд
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
24.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
25.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2019[Адм.] Судебное заседание
12.11.2019[Адм.] Судебное заседание
26.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее