Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 21 января 2016 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Смоленцевой Р.Т., при секретаре Шабалиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мингазовой Р.Р. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле № от 13 августа 2015 г. Мингазовой Р.Р. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости со ссылкой на недостаточность специального трудового стажа работы в связи с педагогической деятельностью - 25 лет. Из данного решения следует, что ответчик отказывается зачесть в специальный стаж периоды с 12 октября 2011 г. по 13 октября 2011 г., с 02 октября 2012 г. по 04 октября 2012 г. (курсы) в должности учителя начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», т.к. не подтвержден факт выполнения работы в течение полного рабочего дня, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г. По расчетам ответчика, специальный стаж истицы на момент подачи заявления на назначение пенсии – 23июня 2015 г. составил 24 года 10 месяцев 1 день.
Мингазова Р.Р. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать Управление пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в стаж работы с 12 октября 2011 г. по 13 октября 2011 г., с 02 октября 2012 г. по 04 октября 2012 г. (курсы) в должности учителя начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №»; назначить пенсию по старости с 29 июня 2015 года.
Истец Мингазова Р.Р. и представитель истца Горнев Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Колотыгина Г.Р. иск не признала по основаниям, указанным в решении Управления Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле № от 13.08.2015 г.
Выслушав стороны, изучив материалы отказного пенсионного дела, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются и устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (введенного в действие с 01.01.2015) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Из записей трудовой книжки АТ-V № Мингазовой Р.Р. установлено, что с 07 февраля 2011 г. по настоящее время истец работает учителем начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №».
Следовательно, в данный период Мингазова Р.Р. осуществляет педагогическую деятельность в должности "учитель", указанной в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, и в учреждении "школа", указанном в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же Списка.
В периоды с 12 октября 2011 г. по 13 октября 2011 г., с 02 октября 2012 г. по 04 октября 2012 г. (всего 5 дней) Мингазова Р.Р. находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается приказом № от 10 октября 2011 г. и № от 28 сентября 2012 г. соответственно.
Поскольку период нахождения Мингазовой Р.Р. на курсах повышения квалификации имел место в период осуществления ею педагогической деятельности, подлежащий включению в специальный стаж, суд приходит к выводу о необходимости включения спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 31 августа 2015 г., исковое заявление Мингазовой Р.Р. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл овключении в специальный стаж периодов работы удовлетворено; на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл возложена обязанность включить в специальный и страховой стаж Мингазовой Р.Р. периоды работы в пионерском лагере <данные изъяты> с 6 июня 1989 года по 29 июня 1989 года и с 1 июля 1989 года по 24 июля 1989 года в должности воспитателя (48 дней).
С учетом указанных периодов (53 дня) на дату обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 23 июня 2015 г. Мингазова Р.Р. не имела требуемых 25 лет специального стажа, однако после подачи заявления истица продолжала работать по специальности в должности учителя в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», что подтверждается материалами дела. С учетом продолжения работы по специальности необходимый 25–летний специальный стаж истица приобрела 29 июня 2015 г., с этой даты суд признает за ней право на пенсию. При этом суд учитывает, что на дату вынесения решения об отказе в назначении пенсии 13 августа 2015 г. Мингазова Р.Р. имела требуемый 25 летний специальный стаж, в связи с чем оснований для отказа в назначении ей пенсии у ответчика не имелось.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мингазовой Р.Р. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Йошкар-Оле включить в специальный стаж Мингазовой Р.Р. периоды с 12 октября 2011 г. по 13 октября 2011 г., с 02 октября 2012 г. по 04 октября 2012 г. (курсы) в должности учителя начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №».
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Йошкар-Оле назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с 29 июня 2015 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца.
Судья Р.Т. Смоленцева