Дело № 2а-3441/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2017 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Бадлееве Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Бакаевой Анастасии Михайловне об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте (далее - ИФНС России по г. Элисте, Инспекция) обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Бакаева А.М. является плательщиком страховых взносов. Бакаева А.М. должна уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2015 г. в размере 130 275 руб. 60 коп., пени в размере 12 426 руб. 12 коп. Данная задолженность не погашена, в связи с этим ответчику направлено требование № 006S01170003873 от 9 января 2017 г., в котором ему предлагалось добровольно уплатить недоимку, штраф и пени. Требование налогового органа в установленный законом срок не исполнено. Инспекцией направлено решение № 7386 от 27 июля 2017 г. о взыскании налога за счет денежных средств в банках, а также электронных денежных средств. Инспекция в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса РФ направила на исполнение в Элистинский городской отдел судебных приставов № 1 Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия (далее ЭГОСП № 1 УФССП России по РК) исполнительный документ – постановление № 6518 о взыскании налога, сбора, пени штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 27 июля 2017 г. На основании вышеуказанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ЭГОСП № 1 УФССП России по РК Башенкаевым Е.М. возбуждено исполнительное производство № от 10 августа 2017 г. В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены, задолженность по налогу и пени в общем размере 142 701 руб. 72 коп. не уплачена. При этом сведений об уважительных причинах неисполнения судебному приставу-исполнителю не представлены. Сумма долга по исполнительному производству превышает 10 000 руб., должником задолженность не погашается, требование налогового органа и судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства должником не исполнены. В связи с этим обстоятельствами ИФНС России по г. Элисте просила суд установить Бакаевой А.М. временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству № от 10 августа 2017 г.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Элисте в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Бакаева А.М. в судебное заседание не явилась. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении дела, возражений относительно иска не представлено.
Заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель ЭГОСП № 1 УФССП России по РК в суд не явился, возражений либо ходатайство об отложении судебного заседания не представлял.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям
Согласно ст.27 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами.
В силу ч.4 ст.67 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Тем самым законодатель предусмотрел специальную норму, на основании которой должник может быть ограничен в праве выезда за пределы Российской Федерации.
В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.
К исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п.п.5 и 8 ч.1 ст.12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы в силу п.п.1,4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года №291-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлюстова В.И. на нарушение его конституционного права п.5 ст.15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» изложена правовая позиция, согласно которой закрепленная в п.5 ст.15 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» возможность временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бакаева А.М. является плательщиком страховых взносов.
Материалами дела подтверждается, что за 2015 г. Бакаева А.М. должна уплатить страховые взносы в размере 130 275 руб. 60 коп., пени по страховым взносам в размере 12 426 руб. 12 коп. Поскольку данная задолженность не оплачена, налоговым органом Бакаевой А.М. направлено требование об уплате налога и пени № 006S01170003873 от 9 января 2017 г., в котором ей предлагалось добровольно уплатить указанные страховые взносы и пени в срок до 27 июня 2017 г.
Однако в установленный срок задолженность Бакаевой А.М. погашена не была, в связи с этим Инспекцией вынесено решение № 6521 от 27 июля 2017 г. о взыскании сумм задолженности в размере 142 701 руб. 72 коп. за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, а также за счет имущества налогоплательщика.
Бакаевой А.М. обязанность по уплате налога не исполнена.
На основании постановления ИФНС России по г. Элисте о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням за счет имущества должника № 6518 от 27 июля 2017 г. судебным приставом-исполнителем ЭГОСП № 1 УФССП России по РК в отношении Бакаевой А.М. возбуждено исполнительное производство № от 10 августа 2017 г. о взыскании страховых взносов и пени в размере 142 701 руб. 72 коп.
Как следует из материалов дела требования, содержащиеся в исполнительном документе, Бакаевой А.М. не исполнены, задолженность по налогу и пени на общую сумму 142 701 руб. 72 коп. не уплачена, сведения об уважительных причинах неисполнения решений налоговой инспекции не представлены.
Обстоятельств, препятствующих временно ограничить выезд административному ответчику из Российской Федерации, судом не усматривается, доказательств наличия таковых также не представлено.
Согласно ст.ст.2 и 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» своевременность исполнения судебных актов, а также своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения являются как задачами, так и принципами исполнительного производства.
В соответствии с п.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.
Судом установлено, что требования исполнительного документа не исполнены, при этом должником не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований исполнительного документа, вызвано какими-либо уважительными причинами. Сведения о незаконности исполнительного документа и постановления о возбуждении исполнительного производства и их отмене в установленном законом порядке суду не представлены.
При таких обстоятельствах заявленные требования об установлении в отношении должника Бакаевой А.М. временного ограничения права на выезд из Российской Федерации подлежат удовлетворению.
На основании подп.19 п.1 ст.333.36. Налогового кодекса РФ ИФНС России по г.Элисте освобождена от уплаты государственной пошлины, как государственный орган, выступающий в качестве административного истца.
В силу ст. ст. 103. 333.19 Налогового кодекса РФ в связи с удовлетворением административного искового заявления с административного ответчика в бюджет г. Элисты подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте удовлетворить.
Установить должнику Бакаевой Анастасии Михайловне временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству №, возбужденному 10 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем Элистинского городского отдела судебных приставов № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия.
Взыскать с Бакаевой Анастасии Михайловны в доход бюджета города Элисты государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова