Р Е Ш Е Н И Е
17 июня 2013г. с. Уинское
Судья Ординского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) Шестакова Н.В.
при секретаре Габовой И.В.
с участием представителя МКУК «Уинский народный краеведческий музей им.М.Е. Игошева» Красноборовой Л.А.
представителя 25 отделения надзорной деятельности по Уинскому и Октябрьскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю Сивковского А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Уинское дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного учреждения культуры «Уинский народный краеведческий музей им.М.Е. Игошева»,
У С Т А Н О В И Л :
Муниципальное казенное учреждение культуры «Уинский народный краеведческий музей им.М.Е. Игошева» постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Уинского района по пожарному надзору - инспектора 25 ОНД по Уинскому и Октябрьскому муниципальным районам УНД Главного управления МЧС России привлечено к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренного ч.1 ст.20.4 и ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
11 марта 2013г при проведении планового мероприятия по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности муниципальным казенным учреждением культуры «Уинский народный краеведческий музей им.М.Е. Игошева», были выявлены нарушения правил пожарной безопасности», а именно:
1) отсутствует эвакуационное освещение лестничных клеток, проходных коридоров, фойе
(СП 31-110-2003 п.4.3);
2) в зале портьерная ткань не обработана огнезащитным составом (п.2.1.3 ВППБ 13-01-94);
3) отсутствует система автоматического пожаротушения и прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны (п.14 НПБ 110-032; п.п.5.1.2, 5.1.7, 9.10 ВППБ 13-01-94);
4) на дверях помещений и складского назначения (хранение фондов) отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР в РФ);
5) для отделки панелей лестничного марша использованы панели МДФ с неустановленными показателями по пожарной опасности (п.33 ППР в РФ, п.2.9 СНиП Н-2-80, п. 2.1.8 ВППБ 13-01-94);
6) для отделки стены лестничного марша, запасного эвакуационного выхода, использована деревянная доска (вагонка) (п.33 ППР в РФ, п.2.9 СНиП Н-2-80, п. 2.1.8 ВППБ 13-01-94);
7) для отделки стены фойе использована деревянная доска (п.33 ППР в РФ, п.2.9 СНиП Н-2-80, п. 2.1.8 ВППБ 13-01-94);
8) декоративное синтетическое покрытие, уложенное на полу, рядом с лестничным маршем с неустановленными показателями по пожарной опасности (п.33 ППР в РФ, п. 2.1.8 ВППБ 13-01-94).
В жалобе представитель МКУК «Уинский народный краеведческий музей им. М.Е. Игошева» указывает, что на сегодняшний день учреждением принимаются меры по устранению выявленных нарушений. А именно: закуплено оборудование для освещения лестничных клеток; составлен план мероприятий, направленных на устранение предписаний пожарного надзора; направлено письмо о составлении смет на устранение недостатков от 22.03.2013г.; направлено письмо о выделении финансирования на устранение недостатков по итогам проверки органов полиции и пожарного надзора от 22.03.2013г. № 19. Согласно Уставу МКУК «Уинский народный краеведческий музей им. М.Е.Игошева» является некоммерческим юридическим лицом, финансируемым из средств бюджета, созданным в форме казенного учреждения. Денежные средства необходимые для устранения выявленных нарушений запрошены, но до сих пор не получены. В отсутствие финансовых вложений возможности устранить выявленные нарушения не имеется.
На жалобе представитель МКУК «Уинский народный краеведческий музей им. М.Е.Игошева» Красноборова Л.А. настаивала в суде по изложенным в ней доводам, дополнив, что, указанные нарушения действительно имеют место, однако устранение выявленных нарушений требуют больших финансовых затрат. На сегодняшний день частично выполнены требования пожарного надзора по пунктам 1, 4-6. По пунктам 2, 8 заключен договор, составлена смета на объем работ. Работы будут выполнены после перечисления денежных средств. Исполнение пункта 3 требует больших финансовых затрат, заявка Учредителю на выделение финансирования направлена 22.03.2013г. Денежные средства не поступали. По пункту 7 требуется проведение капитального ремонта и соответствующего финансирования, заявка на выделение финансирования также направлена 22.03.2013г. Представитель Красноборова Л.А. пояснила, что Музей финансируется из бюджета района. У них есть небольшие собственные доходы, которые примерно составляют за 2012 год – 15000 рублей, за 2013 год – 1300 рублей. Данные средства они используют на текущие расходы, частично средства использованы были также на устранение нарушений правил пожарной безопасности, например, на эти средства ими были приобретены листы ГКЛ. Пояснила, что средства на содержание имущества, а также на материально-техническое обеспечение деятельности в бюджете Уинского муниципального района на 2013 год не заложены. Капитальный ремонт в помещении Музея проводился в 2004-2005 годах. Полагает, что Музеем были приняты все зависящие от него меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Представитель 25 отделения надзорной деятельности по Уинскому и Октябрьскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности указанные в акте проверки и постановлении № 12 от 21.03.2013г. длятся с 2009 года. По проверкам, проведенным в 2009 и 2010 годах к административной ответственности привлекались должностные лица. Учредитель (собственник имущества) к административной ответственности не привлекался. Считает, что выявленные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей находящихся в здании и отсутствие достаточных финансовых средств не является доказательством применения всех мер по соблюдению требований пожарной безопасности.
Заслушав представителя муниципального казенного учреждения культуры «Уинский народный краеведческий музей им. М.Е. Игошева», представителя 25 отделения надзорной деятельности по Уинскому и Октябрьскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела, судья приходит к выводу об отсутствии вины юридического лица МКУК «Уинский народный краеведческий музей им.М.Е. Игошева» в выявленных сотрудниками государственного пожарного надзора нарушениях, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч.1 ст.38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и вступившие в силу с 15 мая 2012 года, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из имеющегося в материалах дела Устава (л.д.4-11) следует, что Муниципальное казенное учреждение культуры «Уинский народный краеведческий музей им. М.Е.Игошева» (далее – МКУК «Музей», учреждение), является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме казенного учреждения, Учредителем учреждения является Администрация Уинского муниципального района Пермского края (п.1.1, п.1.3, п.1.9 Устава).
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Уинского муниципального района (п.1.9. п.3.1 Устава).
Источником формирования имущества Учреждения являются имущество, закрепленное в установленном порядке за Учреждением, средства бюджета, иные источники, не запрещенные законом (п.3.4 Устава).
Учредитель принимает на себя обязательства по финансированию Учреждения и его материально-техническому обеспечению (п.1.10 Устава).
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в бюджет Уинского муниципального района (п.3.4.9 Устава).
Учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться целями своей деятельности, обязано выполнять требования… общей и пожарной безопасности… (п.4.3.1, п.4.3.9 Устава).
Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (п.1.6 Устава).
Собственником имущества является Уинский муниципальный район Пермского края. Имущество передано на праве оперативного управления Учреждению, что подтверждается распоряжением Администрации Уинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.61), договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92-93), актом приема-передачи к договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-72), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94).
В соответствии с ч.1 ст.296, ч.4 ст.298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Согласно договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обязано использовать имущество в строгом соответствии с договором и целями деятельности учреждения; обеспечивать сохранность, содержание и восстановление имущества переданного учреждению по договору; эффективно и по назначению использовать средства выделенные для сохранности, содержания, восстановления, обновления имущества (п.2.2.2 – 2.2.4 Договора).
В период с 2009 года по 2013 год МКУК «Музей» неоднократно направлялась информация руководителю Управления учреждениями культуры, главе администрации Уинского муниципального района о необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности, в том числе нарушений, указанных позднее в акте проверки от 11.03.2013г, с приложением перечня необходимых мероприятий и сметы расходов.
05.04.2011г, 02.04.2012г руководителем Управления учреждениями культуры направлялись письма главе Уинского района с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений требований правил пожарной безопасности в сумме 265 тысяч рублей.
Главой Уинского муниципального района в апреле 2012г. дан ответ о том, что источников для дополнительного выделения бюджетных средств нет, заявка будет рассмотрена при поступлении средств в бюджет района.
Для устранения нарушений указанных в пунктах 5, 6, 7 необходимо провести работы по разборке обшивки лестничного марша, запасного эвакуационного выхода, а также стен фойе, затем провести работы по облицовке стен и их окраске. Тем самым проведение данных работ относиться к работам по проведению капитального ремонта. Решение о проведении капитального ремонта должно приниматься собственником имущества, а именно администрацией Уинского муниципального района. МКУК «Музей» не вправе принимать такие решения самостоятельно, кроме того, капитальный ремонт, проводится в пределах целевых средств, выделенных Учредителем.
Исходя из положений ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях обязанность по доказыванию вины лежит на административном органе.
Поскольку административным органом в части нарушений, указанных в пунктах 5, 6, 7 постановления об административном правонарушении в отношении МКУК «Музей» доказательств виновного противоправного поведения не представлено, дело в этой части следует прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
В части нарушений пунктов 1, 2, 3, 4, 8 указанных в постановлении об административных правонарушениях, судья считает вину МКУК «Музей» доказанной.
Нарушение по пункту 8, т.е. декоративное синтетическое покрытие, уложенное на полу, рядом с лестничным маршем с неустановленными показателями по пожарной опасности следует отнести к нарушениям п.2.1.3 ВППБ 13-01-94 «в учреждениях культуры сгораемые конструкции, декорации, сценическое оформление (сценическая коробка, колосники, трюмы, подвесные мостики, рабочие галереи, чердаки здания, материалы для акустической отделки стен и потолков зрительных залов, а также драпировки, деревянные конструкции передвижных цирков и другие) должны быть обработаны (пропитаны) огнезащитным составом», так как административным органом не доказано, что данное синтетическое покрытие делает невозможным эксплуатацию эвакуационных путей, таким образом, ответственность за донное нарушение должна быть переквалифицирована на ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Согласно п.4.3 СП 31-110-2003 эвакуационное освещение в общественных зданиях следует устанавливать: в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из здания…
Согласно п.2.1.3 ВППБ 13-01-94 в учреждениях культуры сгораемые конструкции, декорации, сценическое оформление (сценическая коробка, колосники, трюмы, подвесные мостики, рабочие галереи, чердаки здания, материалы для акустической отделки стен и потолков зрительных залов, а также драпировки, деревянные конструкции передвижных цирков и другие) должны быть обработаны (пропитаны) огнезащитным составом. Периодичность обработки определяется огнезащитным действием состава.
Согласно п.14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении (таб.1, таб.3).
Согласно п.5.1.2 ВППБ 13-01-94 фондов музеев, экспозиционные залы… должны иметь центральное отопление, противопожарный водопровод, прямую телефонную связь с пожарной частью города или населенного пункта и оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с дымовыми извещателями и автоматическими средствами пожаротушения.
Согласно п.5.1.7 ВППБ 13-01-94 хранилища редких книг и рукописей, фондов музеев и картинных галерей должны быть оснащены автоматическими средствами сигнализации и пожаротушения, независимо от наличия разделения на отсеки несгораемыми перегородками.
Согласно п.9.10 ВППБ 13-01-94 склады декораций должны оборудоваться спринклерными или дренчерными установками. В неотапливаемых зданиях складов должна устраиваться воздушная спринклерная система и сухотрубы с пожарными кранами, рукавами и стволами.
Согласно п.20 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Факты указанных нарушений не оспариваются и представителем МКУК «Музей». Представителем МКУК «Музей» не представлено доказательств того, что выполнение указанных пунктов ППР в РФ, ВППБ 13-01-94 невозможно ввиду конструктивных особенностей здания, либо по другим, независящим от привлекаемого юридического лица объективным причинам.
Действия МКУК «Музей» в данной части следует квалифицировать ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Обстоятельств, отягчающий и смягчающих ответственность МКУК «Музей» не выявлено.
При рассмотрении данного дела следует учесть требования ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Административным органом не указано, в чем выражена реально возникшая опасность для жизни и (или) здоровья граждан в результате состоявшегося нарушения Правил пожарной безопасности и имеется ли таковая в наличии.
Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Не может быть целью такого наказания нанесение вреда деловой репутации юридического лица (статья 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При назначении наказания суд учитывает также характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, его организационно-правовую форму – Муниципальное казенное учреждение культуры, характер и цели деятельности юридического лица, принятие мер к устранению нарушений.
С учетом изложенного, судья не находит оснований для назначения наказания в отношении юридического лица в виде административного штрафа с учетом характера выявленных нарушений и считает, что назначение наказания в виде предупреждения сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Изменить постановление № от 21.03.2013 года врио начальника 25 отделения надзорной деятельности по Уинскому и Октябрьскому муниципальным районам о назначении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности.
Признать Муниципальное казенное учреждение культуры «Уинский народный краеведческий музей им.М.Е. Игошева» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В.Шестакова