Дело № 5-1427/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 октября 2012 года
Мировой судья Девонского судебного участка г.Усинска РК Черных Н.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6 КРФоАП, в отношении
Открытого акционерного общества «Усинскгеонефть», расположенного по адресу <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, ОРГН <НОМЕР>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно представленному административному материалу <ДАТА2> в 12 час. 20 мин. при проведении плановой проверки в области гражданской обороны ОАО «Усинскгеонефть», расположенного по адресу <АДРЕС>общество нарушило п. 3, п.4, п.7, п.9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказам МЧС России от 21.12.2005 № 993; п.4, п.6б Положения о подготовке населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увт. постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №547; абз.2 п.19 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, а именно:
1) не создан запас (резерв) медицинских средств индивидуальной защиты (аптечки индивидуальные) из расчета в военное время на 30% работников организации, находящиеся на территории г. Усинска, нарушены п. 3, п.4, п.7, п.9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993;
2) не обеспечены из расчета 100%+5% средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) работники организации, находящиеся на территории г.Усинска в пределах границ зоны возможного опасного химического загрязнения 9заражения) при аварии на химически опасном объекте ( ООО Водоканал-сервис», нарушены п.4, п.7, п.8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993;
3) не прошел подготовку ( повышение квалификации) в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациям РК руководитель организации нарушены п. 4д, п.6б Положение о подготовке населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увт. постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №547;
4) не прошел обучение (повышение квалификации) руководители нештатных аварийно-спасательных формирований организации в учебно- методических центрах по ГО и ЧС РК и на курсах гражданской обороны муниципальных учреждений, нарушены п. 3 а), б), п. 4 абз.2 Положения об организации обучения в области ГО, утверждённого постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 №841; п. 2 б) Приложения к Положению об организации обучения в области ГО, утверждённому постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 №841;
5) не прошли обучение (повышение квалификации) руководители нештатных аварийно-спасательных формирований организации в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны нарушены п абз.2 п.19 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999.
<ДАТА7> в судебном заседании законный представитель ОАО «Усинсгеонефть» - инженер по охране труду, ГО и ЧС <ФИО1>, действующая на основании доверенности, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1, ст.25.5 КРФоАП, с протоколом об административном правонарушении не согласна, вину не признает. Считает, что необходимо не разделять понятия ГО и ЧС, не рассматривать приобретение средств индивидуальной защиты и медицинских средств отдельно по гражданской обороне и при возникновении чрезвычайных ситуаций, так как согласно требованиям главы 1, ст.1, ст.2, ст.4, ст.9 (организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или предоставляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных, ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности); главы V.- ст. 15 закона РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне» и главы 1 ст.7 «Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом»; главы III ст. 14 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68- ФЗ видно, что созданное в ОАО «Усинскгеонефть» нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) является одним формированием - силой предприятия на устранение чрезвычайных ситуаций в мирное время и эти же силы будут применены при введении военного времени. Согласно требований п.4 постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера» - «Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно разработанным в ОАО «Усинскгеонефть» «Плана гражданской обороны» от 2009г. и «Инструкции по действиям персонала ОАО «Усинскгеонефть» по выполнению мероприятий гражданской обороны» от 2011г. - пользуясь «Краткой оценкой возможной обстановки на территории муниципального образования ГО «Усинск» после нападения противника» была проведена «Краткая оценка возможной обстановки на территории ОАО «Усинскгеонефть» после нападения противника с применением обычных современных средств поражения и действий диверсионных разведывательных групп». На основании краткой оценки возможной обстановки с применением обычных средств поражения и при действиях ДРГ объектом для поражения на территории ОАО «Усинскгеонефть» может стать склад ГСМ, объемом до 6000 м2. От поражения высокоточным оружием возможен врыв резервуара с последующим возгоранием нефтепродуктов. Средства защиты понадобятся только личному составу добровольного пожарного формирования (21 чел) и руководству предприятия 5 чел. Весь персонал не занятый в работе по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации с территории предприятия вывозится. Вероятной угрозой для всего города и для территории ОАО «Усинскгеонефть» может стать утечка сжиженного хлора при разрушении 3-х контейнеров (10 тонн) в результате аварии или диверсий на объектах КОС (канализационно-очистных сооружений) и ВОС (водо-очистных сооружений). Средствами защиты для работников предприятия от хлора в первые минуты может стать любая ткань, смоченная в растворе воды с 2%-м раствором питьевой соды. В виду того, что предприятие в военное время прекращает свою производственную деятельность, с введением общей готовности «ГО ПОЛНАЯ», в течение «Ч»+24 предприятие готовится к эвакуации своих работников и членов их семей. На основании выше изложенного, считаю, что имеющихся в материальном складе предприятия средств индивидуальной защиты достаточно для того чтобы защитить наибольшую рабочую смену в случае возникновения прогнозируемых ситуаций. Не считать, что обучение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям двойным нарушением, так как при обучении курсовым методом обучают одновременно по 36 часовой программе «Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий в объеме 36 часов». При проведении в 2011г. на территории базы ОАО «Усинскгеонефть» комплексного учения по локализации и ликвидации разлива нефтепродукта регионального уровня при разгерметизации резервуара объемом 3000 м3 (2547 тонн) присутствовала комиссия в составе 7 человек, которую возглавлял Первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по РК полковник <ФИО2>. Замечаний по наличию сил и средств по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ОАО «Усинскгеонефть» не было. В виду того, что генеральный директор <ФИО3> за 27 лет нахождения в этой должности неоднократно обучался на курсах Учебных центров по ГО и ЧС (последнее обучение в 2000г. в Московском Учебном центре). При его занятости и частом отсутствии для решения любых вопросов и ситуаций, возникающих на территории базы ОАО «Усинскгеонефть», в штатах Общества есть первый заместитель <ФИО4>, который является председателем КЧС и председателем эвакуационной комиссии. <ФИО4> постоянно находится на базе предприятия, возглавляет все проводимые на территории базы ежегодно учения и тренировки, присутствует на заседаниях в Управлении по делам ГО и ЧС МО ГО «Усинск», неоднократно обучался на курсах по ГО и ЧС. Обучены на курсах по ГО и ЧС инженер по ГО и ЧС, руководитель ДДС, начальник склада ГСМ, командир НАСФ. Ежегодно, при подведении итогов деятельности Усинского территориального звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера среди организаций МО ГО «Усинск» добившихся наибольших успехов в организации и проведении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, выполнении организационных и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны упоминается ОАО «Усинскгеонефть». Просит принять во внимание то обстоятельство, что ущерб государству не причинен, т.е. правонарушение не повлекло никаких вредных последствий, а также того, что в материалах дела не представлены доказательства наличия каких-либо негативных последствий от совершения указанного правонарушения.
Законный представитель ОАО «Усинскгеонефть» <ФИО5>, действующий на основании доверенности, которому разъяснены права, предусмотренные ст.ст.25.1, ст.25.5 КРФоАП, позицию <ФИО1> и доводы, изложенные в письменных возражениях поддержал полностью.
Заслушав законных представителей ОАО «Усинсгеонефть», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанных административных правонарушений выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Объективная сторона правонарушении состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ОАО «Усинскгеонефть» приняло всех зависящих от общества меры для устранения выявленных нарушений по организации и осуществлению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Действия ОАО «Усинскгеонефть», выразившиеся в невыполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан , вреда животным и растениям, хотя формально и содержат признаки деяния, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности.
В силу требований ст.2.9 КРФоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
ОАО «Усинскгеонефть» представлены доказательства частичного устранения перечисленных выше нарушений, а именно: справка о наличии материально-технических средств, находящихся на базе и в складах ОАО «Усинскгеонефть» на <ДАТА11>, которые могут быть использован при возникновении чрезвычайной ситуации Журнал учета обучения должностных лиц ОАО «Усинскгеонефть», копию договора на выполнение работ по предоставлению, наладке, техническому обслуживанию и проверке дыхательных аппаратов типа АСВ -2 и газоанализаторов <НОМЕР> от <ДАТА12>, заключенный между ОАО «Усинскгеонефть» и Усинским филиалом ГУ РК «УФБ РК» /ПАСФ/, копию приказа <НОМЕР> от <ДАТА13> об утверждении личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования по ГО и ЧС ОАО «Усинскгеонефть» на 2012г., копию приказа <НОМЕР> от <ДАТА14> об утверждении личного состава добровольного состава пожарного формирования (ДПФ) ОАО «Усинскгеонефть» на 2012г., копию приказа <НОМЕР> от <ДАТА15> об организации обучения личного состава формирования и работников предприятия способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера в области гражданской обороны на 2012г., копию договора № <НОМЕР> от <ДАТА16> на оказание образовательных услуг, заключенный меду ОАО «Усинсгеонефть» и ООО «Охрана безопасности жизнедеятельности», список работников ОАО «Усинскгеонефть», направляемых на обучение по вопросам ГО и ЧС.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ по настоящему делу суд не усматривает.
Оценив в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КРФоАП каждое доказательство как в отдельности, так и их взаимную связь в совокупности, принимая в качестве таковых как письменные доказательства, так и объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что с учетом характера совершенного ОАО «Усинскгеонефть» административного правонарушения, отсутствия вреда и негативных последствий, данное правонарушение не представляет опасности существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с п.2 ч.1.1 ст.29.9 КРФоАП в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КРФоАП по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КРФоАП,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.20.6 КРФоАП в отношении ОАО «Усинскгеонефть», на основании п.2 ч.1.1 ст.29.9 КРФоАП, в связи с малозначительностью.
ОАО «Усинскгеонефть»объявить устное замечание, на основании ст.2.9 КРФоАП.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Усинский городской суд РК через мирового судью Девонского судебного участка г.Усинска РК в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья-подпись-
Копия верна-мировой судья- Черных Н.Ю.