РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 06 декабря 2012 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего Воробьевой С.В., при секретаре судебного заседания Прониной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуенковой Е.А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области», Управления Росреестра по Московской области, Администрации Егорьевского муниципального района Московской области об установлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Чуенковой Е.А. принадлежит на праве собственности один земельный участок категория земель - <данные изъяты>, разрешенное использование – <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес>, с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно налоговому уведомлению № истец обязан уплатить до ДД.ММ.ГГГГ земельный налог в размере <данные изъяты> Кадастровая стоимость земельного участка равна <данные изъяты>.
Обращаясь в суд с иском, согласно уточненным требованиям истец просит обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Егорьевского отдела филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области установить до даты утверждения очередных результатов государственной кадастровой оценки земель кадастровую стоимость указанного выше земельного участка равной рыночной стоимости согласно заключению оценочной экспертизы, то есть <данные изъяты> за указанный земельный участок.
По делу была проведена судебная оценочная экспертиза. Заключение и дополнительное заключение эксперта ФИО1 получены судом.
В судебном заседании Чуенкова Е.А. иск поддержала и пояснила, что в кадастровом паспорте на земельный участок удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере <данные изъяты> за <данные изъяты> Из данного показателя была рассчитана кадастровая стоимость земельного участка. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным использованием для дачного строительства за <данные изъяты> по Егорьевскому району не определен. Таким образом, данный экономический показатель в установленном законодательством порядке не утверждался и государственная кадастровая оценка земель с разрешенным использованием для дачного строительства на территории Егорьевского района не проводилась. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> явно завышена. Это подтверждается заключением эксперта о рыночной стоимости земельного участка. Вследствие установления завышенной кадастровой стоимости земельного участка нарушаются ее права как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель ответчика начальник Егорьевского отдела филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области ФИО2 иск не признала и пояснила, что кадастровая оценка земельного участка производилась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и произведена она была в точном соответствии с законом. Поскольку отсутствуют сведения о средних значениях удельных показателей земель в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения расчет кадастровой стоимости осуществлялся с применением положений п. 2.3.1 во взаимосвязи с п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений для субъекта Российской Федерации.
Представитель администрации Егорьевского муниципального района Московской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснила, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится определение и утверждение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, считает, что администрация Егорьевского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Представитель Управления Росреестра по Московской области по доверенности ФИО4 пояснил, что Управление Росреестра не может быть ответчиком по спорам об установлении кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре недвижимости. Согласно п.6 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель. Представитель ответчика считает заявленные требования к Управлению Росреестра по Московской области не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - ИФНС по г. Егорьевску Московской области по доверенности ФИО5 пояснила, что ИФНС по г. Егорьевску Московской области начисляет налог по данным, предоставленным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», затем направляет налогоплательщику уведомление об оплате налога.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Чуенкова Е.А. является собственником одного земельного участка, категория земель - <данные изъяты>, разрешенное использование – <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенного в <адрес>, с кадастровым номером №. Согласно налоговому уведомлению № истец обязана уплатить земельный налог в размере <данные изъяты> за земельный участок кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>.
Частью 2 ст.66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона N 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № П/531 Министерства экономического развития Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с абзацем вторым статьи 24.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации» федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено с ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Ранее действующая редакция ст. 24.19 данного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ также предусматривала оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст.66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 данной статьи Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Редакцией части 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), было установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Пунктом 2 ст.3 Федерального закона N 167-ФЗ внесено изменение в часть 3 ст.66 Земельного кодекса, в соответствии с действующей редакцией которого в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, новой редакцией части 3 ст.66 Земельного кодекса закреплена возможность установления кадастровой стоимости, определенной с применением методов массовой оценки, в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально.
В силу п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование по мнению суда подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания размера рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Анализ законодательства, действовавшего на дату проведения государственной кадастровой оценки земель и действующего в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что следует учитывать рыночную стоимость, определенную в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков. Именно несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, определенной методом массовой оценки, его рыночной стоимости, определенной индивидуально, на одну и ту же дату может повлечь корректировку кадастровой стоимости путем ее замены на рыночную. Такая корректировка допустима однократно до проведения следующей государственной кадастровой оценки земель.
Согласно заключению оценочной экспертизы рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, выделенного из <данные изъяты> с разрешенным использованием <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>;
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка истца, установленная методом массовой оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, многократно превышает их рыночную стоимость, определенную индивидуально на ту же дату. Истец не оспаривает достоверность расчета кадастровой стоимости ее земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении, однако действующее законодательство позволяет произвести корректировку кадастровой стоимости земельных участков и определение ее исходя из их рыночной стоимости на дату оценки.
При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Чуенковой Е.А. удовлетворить.
Установить до даты утверждения очередных результатов государственной кадастровой оценки земель кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> выделенного из <данные изъяты> с разрешенным использованием <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, приняв ее равной рыночной стоимости указанного земельного участка, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Данное решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Московский областной суд через Егорьевский городской суд Московской области.
Федеральный судья подпись С.В. Воробьева