дело №3-407/2015
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 20 августа 2015 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Фоменко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Омега» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и возложении на орган кадастрового учёта обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Омега» (далее - ООО «Омега», заявитель, общество) обратилось с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 7 ноября 2014 г., и в суд с соответствующим заявлением - 22 мая 2015 г.
В обоснование заявленных требований сослалось на то, что оно является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, площадью 287 кв.м. Кадастровая стоимость указанного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что является существенным нарушением его прав и законных интересов, поскольку арендные платежи за земельный участок исчисляются исходя из его кадастровой стоимости.
В ходе судебного заседания представитель заявителя - Мудрицкий В.Б. уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 декабря 2010 года в размере <.......> рублей, согласно заключению судебной экспертизы.
От части требований обязать орган кадастрового учёта внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, представитель заявителей отказался, просил производство по делу прекратить.
Судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в указанной части требований.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, администрация г.Волгограда, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитет земельных ресурсов администрации г.Волгограда.
Вышеуказанные заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
От ФГБУ «ФКП Росреестра» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В материалах дела имеются возражения администрации г.Волгограда относительно заявленных требований, с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии её представителя (т.1 л.д.186-191, 209-213). В обосновании возражений представитель администрации указал на отсутствие у заявителя права на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, на пропуск заявителем установленного ст.256 ГПК РФ трёхмесячного срока на обращение в суд с указанным требованием и на отсутствие доказательств рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспаривание юридическими лицами кадастровой стоимости предусмотрено только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что ООО «Омега» является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, площадью 287 кв.м., категория земли: земли населённых пунктов, разрешённое использование: место размещения административного здания. Участок передан заявителю на основании договора аренды от 16 мая 2011 года № № <...>, и дополнительного соглашения № <...> от 27 декабря 2013 года, заключенного между заявителем и Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (после переименования - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области), на срок до 9 декабря 2016 г. (т.1 л.д.11-27).
В данном случае, из вышеназванного договора аренды и расчёта арендной платы следует, что размер арендной платы в отношении спорного земельного участка исчисляется по формуле, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность ООО «Омега» по уплате арендной платы, в связи с чем общество обладает правом оспорить результаты кадастровой стоимости земельного участка.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем соблюдён предварительный досудебный порядок урегулирования спора.
Так, ООО «Омега», 7 ноября 2014 г., до обращения в суд с настоящим заявлением, обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (т.1 л.д.163).
Председателем Комиссии от 1 декабря 2014 г. № № <...> дан ответ, из которого следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов могут быть оспорены только в судебном порядке (т.1 л.д.164-165).
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом, исходя из анализа положений упомянутой статьи, следует, что датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 2.6 Методических указаний, в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории земель в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» даны разъяснения о том, что законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Губернатор Волгоградской области постановлением от 20 ноября 2012 года № 1130 утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области по состоянию на 01 января 2010 г.
Земельный участок с кадастровым номером № <...> не вошел в перечень объектов государственной кадастровой оценки, утверждённый вышеуказанным постановлением Губернатора Волгоградской области.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт 27 декабря 2010 г., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т.1 л.д.48-50).
Из акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 4 декабря 2012 г. № № <...>, кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 16 сентября 2014 г., и сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16 июня 2015 г. № № <...> следует, что земельный участок с кадастровым номером № <...> внесён в государственный кадастр недвижимости 27 декабря 2010 г. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 27 декабря 2010 г. в размере <.......> коп. (т.1 л.д.51, 206-208).
Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 27 декабря 2010 года, рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной его рыночной стоимости, заявитель обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка и представил отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «<.......>».
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя заявителя проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению эксперта от 10 августа 2015 г. величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 27 декабря 2010 г. составляет <.......> руб.
Как указано выше, в ходе рассмотрения дела представитель заявителя на основании заключения эксперта уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <.......> руб.
Судом установлено, что вышеуказанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст. 86 ГПК РФ, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.
Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации в период с апреля 2010 г. по декабрь 2010 г., с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в г.Волгограде в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась.
При таких данных, оценив по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена экспертом П.Н.А., имеющей специальное образование и стаж работы в области оценочной деятельности - 9 лет, рыночная стоимость определена на дату внесения земельного участка в государственный кадастр недвижимости - 27 декабря 2010 г., суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель представил доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости в указанном размере.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Представленный заявителем отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «<.......>» (т.1 л.д.61-146) правового значения при принятии решения не имеет, так как рыночная стоимость земельного участка установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился представитель заявителя, уточнивший заявленные требования с учётом названной судебной экспертизы.
Суд не может согласиться с доводами администрации г.Волгограда, приведенными в возражениях, относительно того, что заявителем пропущен предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с указанным заявлением, в связи со следующим.
Согласно статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 названного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером № <...> внесён в государственный кадастр недвижимости 27 декабря 2010 г. Кадастровая стоимость земельного участка определена органом кадастрового учёта на основании акта от 4 декабря 2012 г. № № <...>
С заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка заявитель обратился в комиссию 7 ноября 2014 г., то есть до истечения пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, довод администрации г.Волгограда о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ, основан на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 2014 ░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░░ 287 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2010 ░., ░ ░░░░░░░ <.......> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2015 ░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.