Дело № 12-1204/2017 копия
Р Е Ш Е Н И Е
«08» ноября 2017 г. г.Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Плешивцев С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Чернышевой М.И., действующей по доверенности в интересах Департамента земельных отношений администрации <Адрес> <данные изъяты> фактический и юридический адрес: <Адрес>, на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела –старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и <Адрес>м <Адрес> УФССП России по <Адрес> Р по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и <Адрес>м <Адрес> УФССП России по <Адрес> Департамент земельных отношений администрации <Адрес> (далее по тексту также ДЗО) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя. Должностным лицом Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Защитник Чернышева М.И., в интересах ДЗО обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит отменить его и производство по делу прекратить. Указывает, что решением Орджоникидзевского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (№), вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на ДЗО возложена обязанность предоставить П земельный участок в границах МО <Адрес>. Во исполнение решения суда, департаментом 24.03.2017г. издано распоряжение начальника департамента № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в <Адрес>» в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 7145-14, утвержденной распоряжением начальника департамента от 20.03.2017г. №. ЗК РФ предусмотрено обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка. После проведения П кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой, постановки на кадастровый учет земельного участка будет заключен договор аренды земельного участка во исполнение решения суда. 02.02.2017г. возбуждено исполнительное производство. Письмом 27.03.2017г. П сообщено о необходимости проведения кадастровых работ, также об этом было сообщено СПИ Кочеткову М.И. письмом от 30.03.2017г. 20.04.2017г. в отношении ДЗО был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ. Для составления данного протокола ДЗО не вызывался. ДД.ММ.ГГГГ принято обжалуемое постановление.
Защитник, должностное лицо и.о. начальника отдела – старший судебный пристав ОСП по Ленинскому и <Адрес>м <Адрес> УФССП России по <Адрес> Р, потерпевший П о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в суд не явились, от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в их отсутствие. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судья, изучив жалобу, материалы исполнительного производства №-ИП, считает, что постановление должностного лица подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и <Адрес>м <Адрес> УФССП России по <Адрес> А на основании исполнительного листа ФС № от 23.12.2015г. по делу № от 01.02.2016г. возбуждено исполнительное производство №-ИП от 02.02.2017г. в отношении ДЗО. В соответствии с исполнительным листом предметом исполнения является «Возложить на ДЗО обязанность предоставить П, земельный участок в первоначальном порядке без проведения торгов, аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилого строительства в границах Муниципального образования <Адрес> в соответствии с требованиями закона.
20.04.2017г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и <Адрес>м <Адрес> УФССП России по <Адрес> Жикиной Н.Н. в отношении ДЗО администрации <Адрес> составлен об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.1 КоАП РФ, который ДД.ММ.ГГГГ поступил в ДЗО.
На основании данного протокола об административном правонарушении от 16.06.2017г., и.о. начальника отдела – старшим судебным приставом ОСП по Ленинскому и <Адрес>м <Адрес> УФССП России по <Адрес> Р ДД.ММ.ГГГГ в отношении Департамента вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, наложен штраф в размере 30 000 рублей.
Согласно положениям ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, в случае неисполнения должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, должник привлекается к ответственности в соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о месте и времени совершения административного правонарушения, а также не содержит описания события административного правонарушения.
Отсутствие вышеуказанных сведений указывает на несоответствие протокола об административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с ч.4 ст.28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч.4.1 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с ч.5 ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Согласно ч.5 ст.28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении и материалы исполнительного производства, не указывают на то, что законный представитель Департамента земельных отношений администрации <Адрес> был надлежащим образом извещён о составлении в отношении Департамента ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.17.15 КоАП РФ.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его судебному приставу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Кроме того, требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Как усматривается из материалов дела, постановление по делу об административном правонарушении не мотивировано, обстоятельства подлежащие выяснению должностным лицом не устанавливались, и не исследовались, в нем не отражено место, время совершения и событие административного правонарушения, не приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Принимая во внимание, что при вынесении постановления должностное лицо не выяснило юридически значимые для данного дела обстоятельства, свое решение не мотивировал, тем самым допустил существенное нарушение вышеприведенных положений КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении и материалы исполнительного производства, не указывают на то, что законный представитель Департамента земельных отношений администрации <Адрес> был надлежащим образом извещён о рассмотрении в отношении Департамента ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.17.15 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст. 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными и повлияли на законность обжалуемого постановления, которым Департамент земельных отношений администрации <Адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление должностного лица от 24.05.2017г. подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ленинскому и <Адрес>м <Адрес> Федеральной службы судебных приставов России по <Адрес> Р по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Департамента земельных отношений администрации <Адрес>, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья С.И. Плешивцев