Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Безенчук 11 октября 2016 г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе: председательствующего, судьи Кудрявовой Е.В.,
с участием пом. прокурора Безенчукского района Самарской области
Ведякиной К.В.
при секретаре Руськиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1129/2016 по иску прокурора Безенчукского района Самарской области в интересах Трушиной ФИО7 к Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области (далее – Администрация) о предоставлении жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилого фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям,
у с т а н о в и л:
Прокурор Безенчукского района Самарской области обратился в суд с иском в интересах Трушиной С.В. к Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилого фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Безенчукского района Ведякина К.В. исковые требования поддержала и просил обязать Администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области предоставить Трушиной ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Трушина С.В. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала и просила его удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации муниципального района Безенчукский Василенко Е.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Министерство социально-демографического развития Самарской области просило о рассмотрении искового заявления в отсутствие своего представителя, направило в материалы дела отзыв, в котором против удовлетворения заявленных исковых требований возражало.
Суд, выслушав прокурора, ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Трушина С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Трушина С.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз еще на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не только детям-сиротам, которые не имеют право пользования другим жилым помещением, но также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях: родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения), либо лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;
жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области №135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области №135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Указанный жилищный фонд в Администрации отсутствует.
Вместе с тем, орган местного самоуправления, в лице Администрации, обязан предоставить Трушиной С.В., по прекращении опеки, вне очереди, по договору социального найма жилое помещение из специализированного фонда.
Однако до настоящего времени исполнительным органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Трушиной С.В. не предоставлено, чем нарушаются ее права.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Самостоятельное обращение Трушиной С.В. в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно, вследствие нахождения ее в сложной жизненной ситуации и отсутствия материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов в суде.
Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Трушиной С.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Безенчукского района в интересах Трушиной ФИО9 удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области предоставить Трушиной ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, удовлетворив заявленный прокурором иск.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
СУДЬЯ Е.В. Кудрявова