РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.03.2015 г. сел. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд РД в составе председательствующего судьи - Дашдемирова Д.Р., при секретаре судебного заседания - Курбанове Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к главе администрации МО «<адрес>» и собрание депутатов МО «<адрес>» о признании в части противоречащим закону нормативного правового акта,-
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РД обратился в суд интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц в порядке ст.45, 251 ГПК РФ с указанным заявлением. В обоснование заявления указал, что Решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № принят устав МО «<адрес>».
Устав МО «<адрес>» (п. 35 ч. 1 ст. 6 устава) частично противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 307-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признан утратившим силу п. 31 ч. 1 ст. 15 (осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Собранием депутатов МО «<адрес>» не приведен устав МО «<адрес>» в соответствие с требованиями федерального закона путем исключения п. 35 ч. 1 ст. 6 устава МО «<адрес>», предоставляющего право на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
В результате противоречия устава МО «<адрес>» в части Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нарушены интересы МО «<адрес>», жителей МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление направляется, в том числе в интересах неопределенного круга лиц и в интересах МО «<адрес>», <адрес>, Республики Дагестан. В связи с этим, прокурор просит: признать устав МО «<адрес>» частично противоречащим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с наличием в уставе (п. 35 ч. 1 ст. 6) полномочий МО «<адрес>» на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
В судебном заседании пом. прокурора <адрес> РД Абдуллаев М.М. поддержал заявленные требования прокурора района, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель главы МО «<адрес>» по доверенности Бекишев И.Г. требование прокурора не признал и пояснил, что изменение в устав МО « <адрес>», принимаются собранием депутатов МО « <адрес>». В ближайшее время собранием депутатов МО «<адрес>» данный вопрос будет рассмотрен.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.35 п. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункт 31 части 1 статьи 15(осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны) в редакции Федеральному закону № от 14.10.2014г признан утратившим силу.
Согласно ст. 17 ч. п.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления обладают полномочиями о принятии устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44.ч.1.п.10Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определенпорядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Согласно ч.4 ст.44Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 365-ФЗ).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 361-ФЗ)
В соответствии со ст. 42.1 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в <адрес>» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» регистр муниципальных нормативных правовых актов представляет собой систематизированную базу данных, содержащую в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и документальном виде (на бумажных носителях) муниципальные нормативные правовые акты и сведения о них.
Включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты:
1) устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) акты представительного органа муниципального образования;
3) акты главы муниципального образования;
4) акты администрации муниципального образования;
5) акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Главы муниципальных образований в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр, направляют указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.
Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Дагестан «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, направляемых для включения в регистр, а также соблюдение сроков их представления.
Согласно положению о Министерстве юстиции Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 128 уполномоченным органом по регистрации муниципальных правовых актов в РД является Министерство юстиции Республики Дагестан.
Приказом министра юстиции РД от ДД.ММ.ГГГГг. №66-ОД утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан и предоставлению информации, содержащейся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан.
Из данных правовых норм следует, что обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц в министерство юстиции РД для ведения последней регистра возложена на главы муниципальных образований и главы местных администраций.
Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, о допущенном нарушении указанных требований закона, то есть о не приведении в соответствие устава МО « <адрес>» в соответствие Федеральному закону « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федеральному закону № от 14.10.2014г.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения в судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы в судебном порядке.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
Не приведение устава МО « <адрес>» собранием депутатов МО « <адрес>» в соответствие с требованиями Федерального закона путем исключения п.35 ч.1 ст.6 устава «МО <адрес>», предоставившего право на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны, противоречить Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции ФЗ № от 14.10.2014г., нарушают интересы МО « <адрес>», РД и неопределенного круга лиц, препятствует обеспечению контроля над соответствием их законодательству, защиты конституционных прав граждан на получение достоверной правовой информации, созданию условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, должностными лицами и организациями.
С учетом изложенного, исковое заявление прокурора следует удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая данную правовую норму, а также задачи гражданского судопроизводства, предусмотренные ст. 2 ГПК РФ, и принцип исполнимости судебного акта, суд считает необходимым обязать МО «<адрес>» и собрание депутатов МО « <адрес>» привести устав МО «<адрес>» в соответствие с требованиями Федеральному закону № от 14.10.2014г
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> РД - удовлетворить.
Признать устав МО «<адрес>» частично противоречащим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с наличием в уставе (п. 35 ч. 1 ст. 6) полномочий МО «<адрес>» на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
В суд и прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Верховный суд РД через <адрес> РД, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: