Дело № 2- 2600/2015 01 июля 2015 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Невоструевой М.В.
при секретаре Шмаковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котласе 01 июля 2015 года гражданское дело по заявлению Бренчуковой В. В. о признании бездействия администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Бренчукова В.В. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее – администрация МО «Котласский муниципальный район») по непредставлению её дочери Б., __.__.__ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование заявления заявитель указал, что администрация МО «Котласский муниципальный район» не предоставляет её дочери место в дошкольном учреждении, чем нарушает право ребенка на получение образования и свидетельствует о неисполнении МО «Котласский муниципальный район» возложенных на него обязанностей по решению вопросов местного значения в данной сфере. Просила признать незаконным бездействие администрации МО «Котласский муниципальный район» по непредставлению её дочери места в дошкольном образовательном учреждении и обязать администрацию МО «Котласский муниципальный район» обеспечить дочь местом в дошкольном образовательном учреждении в пос. Шипицыно в срок до __.__.__.
Заявитель Бренчукова В.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица МО «Котласский муниципальный район», извещенный о дате и месте судебного заседания, не явился.
Рассмотрев заявление, выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам. В случае нарушения конституции Российской Федерации, законов, невыполнения возложенных на них обязанностей, органы местного самоуправления могут быть понуждены к совершению необходимых действий решением суда.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение каждого на образование, в том числе дошкольное.
Из анализа указанных правовых норм следует, что реализация указанного права зависит от волеизъявления гражданина, при этом исходя из общего смысла закона, само право может быть ограничено исключительно в случаях, предусмотренных законом.
Закрепляя право на образование, в том числе право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно подп. 1 ч. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к общему образованию.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 этого же Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии со статьей 9 Областного закона № 258-внеоч. - ОЗ от 23 сентября 2004 года «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» Котласский район наделен статусом муниципального района. В состав Котласского муниципального района входят городские и сельское поселения. Шипицынское поселение наделено статусом городских поселений.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами),
Аналогичное положение закреплено в статье 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, что предполагает наличие сети дошкольных образовательных учреждений для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
На основании ст. 37 Устава МО «Котласский муниципальный район» администрация МО «Котласский муниципальный район» является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
В силу п.13 ст.10 Устава МО «Котласский муниципальный район» к вопросам местного значения Котласского муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В целях решения указанного вопроса постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» от 03 октября 2014 года № 1393 утвержден административный регламент «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальную услугу, по решению вопросов местного значения".
Согласно п. 4 ст. 2 Закона 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.
Действующий Регламент устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» и стандарт предоставления услуги, включая сроки и последовательность административных процедур образовательных учреждений и административных действий отдела образования администрации МО «Котласский муниципальный район» при предоставлении услуги на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район».
Согласно п.п. 1.8,1.17,2.2 Устава МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик» его учредителем является администрация МО «Котласский муниципальный район» в лице отдела образования администрации МО «Котласский муниципальный район». Зоной обслуживания детского сада являются населенные пункты, входящие в состав МО «Шипицынское». Порядок комплектования детского сада воспитанниками определяется учредителем (администрацией МО «Котласский муниципальный район»).
Согласно предоставленному электронному реестру «Постановка на учет в очередь в дошкольные образовательные учреждения» по состоянию на 01.07.2015 года на учет в очередь МДОУ поставлены 104 ребенка.
Из протокола № 1 заседания комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений поселка Шипицыно на 2015/20116 учебный год от 22.05.2015 года следует, что на учебный 2015/2016 год в МДОУ поселка Шипицыно распределено 50 мест, из них 11 – по льготной и 39 – общей очереди. Списки детей на комплектование утверждены.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
При таких обстоятельствах, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
В судебном заседании установлено, что заявитель является матерью Б., __.__.__ года рождения, которая имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении. Действуя, как законный представитель малолетней, заявитель 05 мая 2014 года обратилась с заявлением в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 1 "Кораблик" о предоставлении своему ребенку места в дошкольном учреждении.
Однако до настоящего времени ребенок местом в детском дошкольном учреждении не обеспечен. Заявителю фактически отказано в реализации права на получение образования её ребенком.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению конституционного права несовершеннолетней на образование не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Органы местного самоуправления обязаны принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае их недостаточности для устройства всех лиц, состоящих на учете заниматься их расширением. Реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения мест в дошкольных учреждениях.
Таким образом, заявление Б. подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с этим, учитывая возраст ребенка, реальную возможность исполнения судебного акта, суд считает, что требование заявителя о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении должны быть выполнены в срок до __.__.__.
Установление судом данного срока выполнения заявленных требований не исключает возможности исполнения судебного решения и до его истечения при наличии либо расширении (увеличении) мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории муниципального образования «Котласский муниципальный район».
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Бренчуковой В. В. о признании бездействия администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» по непредоставлению несовершеннолетней Б., __.__.__ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования «Котласский муниципальный район» организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней дочери Бренчуковой В. В. - Б., __.__.__ года рождения, путём приёма в муниципальное образовательное учреждение на территории поселка Шипицыно Котласского района Архангельской области, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в срок до __.__.__.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий М.В. Невоструева