АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: 24-04-60
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград «23» марта 2012г.
Дело № А12-3435/2012
Резолютивная часть решения суда оглашена 19 марта 2012г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скабелиной Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области к индивидуальному предпринимателю Андрееву Олегу Викторовичу
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – Литвиненко Т.В., дов. № 2 от 10.01.2012г.
от предпринимателя – Андреев О.В., паспорт
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Волгоградской области (далее Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Андреева О.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Предприниматель в судебном заседании вину признал в части, просит строго не наказывать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель на основании лицензии АСС-34 - 037055 от 29.12.2009г. осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, по территории РФ.
В ходе проверки деятельности предпринимателя, проведенной Управлением в период с 25 января по 7 февраля 2012г., установлено, что должностное лицо, ответственное за осуществление технического контроля за транспортными средствами, не аттестован по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, не проводятся послерейсовые медицинские осмотры, нарушены требования о стажировке водителей, путевые листы оформляются с нарушением установленных правил, не проведена сверка с органами ГИБДД, не соблюдается режим труда и отдыха водителей, не организован контроль за периодичностью технического обслуживания транспорта, оформление транспортных средств не соответствует установленным требованиям и другие, о чем составлен соответствующий акт № 15.
В связи с чем, 07.02.2012г. составлен протокол № 011315 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1. КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей.
Под должностными лицами согласно ст. 2.4. КоАП РФ следует понимать также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Условия, на которых предпринимателю разрешено заниматься указанным видом деятельности, содержатся в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.10.06г. № 637.
Согласно п.4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленными законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявленным при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя) лицензии водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Так ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) предписывает, что юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
-организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
-соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
-анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
-организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
-обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
-обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно ст. 4 Закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В нарушение п.п. «г» п.4 Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) у предпринимателя, как должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, на день проверки отсутствует аттестация на право занимать соответствующую должность.
Порядок прохождения аттестации предусмотрен Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденным совместным приказом Минтранса и Минтруда РФ от 11.03.94г. № 13/11. Согласно данному Положению руководители или заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, начальники отделов (подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля предприятий транспорта, специалисты – диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) должны один раз в пять лет проходить аттестацию в целях определения их пригодности к работе по обеспечению безопасности эксплуатации транспортных средств.
Проверкой установлено, что предприниматель как лицо, ответственное за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения, не имеет соответствующей аттестации.
Статьей 23 Закона установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Необходимость обеспечения прохождения водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, установленные Минздравом РФ, ведение учета и анализа данных медосмотров, организации проведения предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медосмотров предусмотрена п.2.3.2., 5.7. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (приказ Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2).
Данный вопрос урегулирован также Методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003г. №2510/9468-03-32), Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Вместе с тем, проверкой установлено, что послерейсовый медицинский осмотр водителей не проводится.
Ежемесячные сверки, как того требует п. 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.95г. № 647, с территориальными органами внутренних дел предпринимателем не проводятся.
Согласно п. 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2) к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе организация стажировки водителей.
В соответствии с п.п. 2, 2.3., 2.3.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
Проверкой установлено, что в личных карточках водителей имеются отметки о прохождении стажировки на маршруте, однако стажировочные листы не представлены, не имеется и заключений о допуске водителей к самостоятельной работе.
Кроме того, Андреев О.В. как водитель-наставник не имеет свидетельства на право стажировки водителей, что является нарушением п. 3.5. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей", утвержденный Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, согласно которому водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов.
В нарушение Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. № 152, предоставленные путевые листы оформляются с нарушением – в них указываются не все сведения об индивидуальном предпринимателе, водителе, транспортном средстве, о медицинском работнике, проводившем медосмотр, отсутствуют отметки о прохождении послерейсового медосмотра,, отметка механика о технической исправности транспортных средств при возврате. Хранение путевых листов не обеспечено. Данное обстоятельство подтверждено представленными копиями путевых листов журнала учета и выдачи путевых листов.
Помимо этого в нарушение п. 2.5.4. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. N 15, предусматривающего осуществление контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки, надлежащий предрейсовый, а также послерейсовых технический осмотр транспортных средств не организован, что следует из представленных копий путевых листов
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, предусмотрены следующие требования к оформлению транспортного средства:
- пункт 29: транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
- пункт 37: внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Проверкой установлено, что принадлежащие предпринимателю транспортные средства оформлены с нарушением перечисленных требований.
Как уже указывалось, согласно ст. 20 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», п. 3.3.2. Положения юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.
Такой режим установлен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Минтранса РФ от 20.08.04г. № 15).
Согласно п.4 указанного Положения работодателем составляются графики работы (сменности) для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
Проверкой установлено, что графики работы на январь-март у предпринимателя отсутствуют.
Предпринимателю также вменен факт переработки водителей Иноземцева А.А., Кравченко В.А., Алексеева С.Ю. При этом из акта проверки следует, что фактически учет рабочего времени отсутствует, поскольку в путевых листах отсутствует фактическое время возврата автобусов. Следовательно, при отсутствии конкретных данных, позволяющих исчислить время работы водителей, не представляется сделать вывод о фактически отработанном ими времени. В связи с чем, арбитражный суд пришел к выводу, что в данном случае суду не представлены доказательства совершения предпринимателем указанного нарушения.
Также подлежит исключению из объема вмененного правонарушения осуществление перевозки пассажиров транспортными средствами, не оснащенными аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно п. 4а Положения лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Пунктом 1 «г» Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" установлено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 1 настоящего Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с пунктом 2 постановления определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
Такой перечень установлен Приказом Минтранса РФ от 09.03.2010 N 55 "Об утверждении Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", согласно пункту 1 которого к транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров, отнесены транспортные средства категории "М2" и категории "М3".
Технические характеристики таких транспортных средств установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. № 720.
В соответствии с пунктом 8 Технического регламента транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанной аппаратурой.
Порядок оснащения указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Такой порядок утвержден Приказом Минтранса России от 26.01.2012г. № 20. При этом в соответствии с пунктом 2 Приказа настоящий приказ вступает в силу в отношении транспортных средств категории N, М2, М3 – с 1 января 2013г.
Следовательно, отсутствие на транспортных средствах аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в настоящее время не является нарушением лицензионных требований и соответственно не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Предпринимателю также вменено нарушение требования п. 5.2.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса от 08.0.1997г. № 2, которое выразилось в отсутствии организации контроля за работой водителей на линии, а именно отсутствии графика дежурств на линии, не ведении журнала учета проверок, не оформлении акта проверок на маршруте.
Вместе с тем, указанным пунктом 5.2.5. Положения установлено, что владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Из чего следует, что приведенная норма не возлагает на владельцев транспортных средств обязанность вести графики дежурств на линии, журнал учета проверок, оформлять акты проверок на маршруте. Соответственно данное нарушение также подлежит исключению из объема вмененного правонарушения.
Остальные перечисленные нарушения предприниматель не отрицал, что свидетельствует из его объяснения при составлении протокола об административном правонарушении и в судебном заседании.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт совершения индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заявление Управления о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.
При определении меры наказания суд учитывает, что ранее предприниматель к административной ответственности не привлекался. В связи с чем, суд назначается наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренное санкцией ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Андреева Олега Викторовича, 22 сентября 1966 года рождения, место рождения г. Волгоград, проживает по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Пархоменко, д. 49, кв. 12, ОГРН №309344428500023, к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Административный штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:
УФК по Волгоградской области (УГАДН по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН 3445005859 КПП 344501001 ОГРН 1043400495500
Номер счета получателя платежа: 40101810300000010003
ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград
БИК: 041806001 Код ОКАТО 18401000000
Код бюджетной классификации: 106 116 900 400 4 0000 140
Наименование платежа: административный штраф УГАДН по Волгоградской области.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Н.Н. Середа