АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-1491/2011
05 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 01.04.2011.
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2011.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Чебоксары,
пр. Мира, дом 90/1) к индивидуальному предпринимателю Данилову Александру Владимировичу (г. Новочебоксарск, ул. Строителей, дом 20,
кв. 41) о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя заявителя – старшего специалиста Аликова А.Ю., по доверенности от 01.01.2011 №01-02, индивидуального предпринимателя Данилова А.В.,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Данилова Александра Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявления указывается, что в результате проведенной Управлением проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Даниловым А.В. лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок, выявлены нарушения действующего законодательства, о чем 05.03.2011 составлен протокол об административном правонарушении.
Так, индивидуальным предпринимателем Даниловым А.В. не организовано проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, которое произошло 31.01.2011 в 17 часов 15 минут в городе Чебоксары на остановке «Аникеево» с участием автобуса марки ГАЗ-322132 государственный регистрационный номер АМ 147 21 RUS, в результате которого пострадал пассажир – Сидорова А.П. Это обстоятельство послужило основанием для проведения внеплановой проверки деятельности предпринимателя.
Кроме того, индивидуальным предпринимателем Даниловым А.В. не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях, а также о нарушениях водителями правил дорожного движения (отсутствуют журналы учета); при приеме на работу не проведена маршрутная стажировка водителей Данилова А.В. и Ипполитова Н.А.; отсутствует контроль со стороны предпринимателя за проведением технического обслуживания транспортных средств; имеются нарушения при оформлении путевых листов; журнал регистрации путевых листов не соответствует требованиям законодательства.
С учетом изложенных обстоятельств заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Данилова Александра Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал и привел изложенные в заявлении доводы. Указывает, что не поддерживает заявление в части несоответствия требованиям законодательства журнала регистрации путевых листов. Не возражает против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела по существу.
Предприниматель Данилов Александр Владимирович в судебном заседании выявленные в ходе проверки правонарушения признает не полностью. Указывает, что на момент проведения проверки журналы сверок с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях, а также о нарушениях водителями правил дорожного движения находились в ГИБДД, о чем предприниматель сообщил проверяющему лицу. Поясняет, что маршрутная стажировка водителей была проведена, техническое обслуживание транспортных средств производится своевременно, путевые листы оформляются надлежащим образом и содержат все необходимые реквизиты. Против рассмотрения дела по существу не возражает.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства и с учетом того, что участники процесса не возражают относительно рассмотрения дела по существу, судом определено завершить предварительное судебное заседание и разрешить дело в первой инстанции.
Выслушав объяснения представителя заявителя и индивидуального предпринимателя Данилова А.В., проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и другие органы (подпункт «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №398).
В соответствии с пунктом 6.1 положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Согласно пункту 6.7 указанного положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Из материалов дела видно, что Данилов Александр Владимирович 06.02.2007 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску за основным государственным регистрационным номером 307212403700012.
На осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, предпринимателю Данилову Александру Владимировичу 07.10.2010 выдана лицензия № АСС-21-011541 сроком действия до 07.10.2015.
В ходе проведенной Управлением ГАДН по Чувашской Республике проверки деятельности индивидуального предпринимателя Данилова Александра Владимировича выявлены допущенные последним нарушения лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок.
Так, индивидуальным предпринимателем Даниловым А.В. не организовано проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 31.01.2011 в 17 часов 15 минут в городе Чебоксары на остановке «Аникеево» с участием автобуса марки ГАЗ-322132 государственный регистрационный номер АМ 147 21 RUS, в результате которого пострадал пассажир – Сидорова А.П. Кроме того, индивидуальным предпринимателем Даниловым А.В. не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях, а также о нарушениях водителями правил дорожного движения (отсутствуют журналы учета); при приеме на работу не проведена маршрутная стажировка водителей Данилова А.В. и Ипполитова Н.А.; отсутствует контроль со стороны предпринимателя за проведением технического обслуживания транспортных средств; имеются нарушения при оформлении путевых листов (в заголовочной части путевых листов отсутствует штамп или печать ИП).
По результатам проверки с участием предпринимателя Данилова Александра Владимировича 05.03.2011 составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации. В протоколе предпринимателем указано на то, что выявленные нарушения будут им устранены (л.д. 11).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.
В силу подпункта пункта 1 статьи 17 названного Закона № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит обязательному лицензированию.
Статьей 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 года № 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в числе иных является выполнение требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются, в том числе:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, установлено, что основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, в том числе проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению, а также ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
Согласно приказу Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 № 49 «Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно - транспортных происшествий» целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий. Раздел 5 приказа регламентирует порядок оформления результатов служебного расследования дорожно - транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования). По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, к которому прилагаются копия протокола осмотра места дорожно - транспортного происшествия и осмотра транспорта; копия схемы дорожно - транспортного происшествия; объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно - транспортного происшествия; список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.
Из материалов дела следует, и предпринимателем Даниловым А.В. не оспаривается, что им не проведено служебное расследование произошедшего 31.01.2011 дорожно-транспортного происшествия с участием автобуса марки ГАЗ-322132 государственный регистрационный номер АМ 147 21 RUS, в результате которого пострадал пассажир – Сидорова А.П.
Согласно пункту 18 Постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Даниловым А.В. не проводились ежемесячные сверки с территориальными управлениями ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих транспортных средств и нарушений правил дорожного движения в целях выявления причин, способствующих их возникновению и последующего их предотвращения.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лицом, привлекаемым к ответственности, суду не представлены доказательства наличия у него соответствующих журналов учета и своевременное отражение в них необходимых сведений, учитывая наличие у предпринимателя достаточного времени для предоставления доказательств в подтверждение своих доводов.
Согласно пунктам 3.1.3, 3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки. Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
В разделе 8 Положения «О повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12), утвержденного 20.01.1986 Министерством автомобильного транспорта РСФР, закреплено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (пункт 3.2.4).
Предпринимателем Даниловым А.В. не представлены сведения о прохождении водителями Даниловым А.В. и Ипполитовым Н.А. при приеме на работу стажировки под руководством водителя – наставника на маршруте «Глория, Турист (г. Новочебоксарск) – Эверст, Мега-Молл (г. Чебоксары)».
Согласно пункту 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Согласно пункту 4.2 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Из обстоятельств дела следует, что предпринимателем Даниловым А.В. контроль за техническим обслуживанием транспортных средств осуществляется формально. Так, по данным журнала учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств 13.01.2011 автобус марки ГАЗ-322132 государственный номер АМ 147 21RUSпроходил техническое обслуживание (л.д. 15). Однако путевой лист от 13.01.2011 №10 свидетельствует о нахождении данного автобуса в указанный день на линии с 05 часов 27 минут до 16 часов 32 минут (л.д. 14).
В соответствии с пунктом 12 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Из представленного в материалы дела путевого листа от 13.01.2011 № 10 следует, что при его оформлении допущены нарушения, а именно: в заголовочной части не проставлена печать индивидуального предпринимателя Данилова А.В. (л.д. 14).
При изложенных обстоятельствах следует признать, что индивидуальный предприниматель Данилов А.В. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанной нормой Кодекса предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 Кодекса индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Данилова А.В. к административной ответственности, заявителем не допущено.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Данилова А.В. к административной ответственности в виде штрафа в сумме 3 000 рублей.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Данилова Александра Владимировича, 04.03.1976 года рождения, уроженца г. Новочебоксарск Чувашской АССР, проживающего в г. Новочебоксарск, ул. Строителей, дом 20, кв. 41, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией ФНС по г. Новочебоксарску 06.02.2007 и внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 307212403700012, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя - УФК по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО -97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040040000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов