Решение по делу № 2-65/2019 ~ М-25/2019 от 14.02.2019

Дело №2-65/2018

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 16.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Бутурлино 11 апреля 2019 года

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Петелина Е.В.

при секретаре Ефремовой Т.Л.,

с участием представителя ответчика Гришуниной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Золотаревой Елены Сергеевны к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

В Бутурлинский районный суд обратилась Золотарева Е.С. с указанными исковыми требованиями, которые мотивирует следующим.

Она Золотарева Е.С. (фамилия до заключения брака – Князева) является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановления администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в очередь на получение жилья» она была включена в список на получение благоустроенного жилого помещения на территории Бутурлинского муниципального района на основании договора найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Она полагает, что ответчик не реализовал в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на него нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечил надлежащей реализации прав и законных интересов истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.

При указанных обстоятельствах Золотарева Е.С. обратилась в суд и просила обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить Золотаревой Е.С. благоустроенное жилое помещение на территории Бутурлинского муниципального района Нижегородской области специализированного жилищного помещения по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

В судебное заседание истица Золотарева Е.С. не явилась, извещалась должным образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме (л.д. 33).

Дело рассмотрено в отсутствие истца Золотаревой Е.С.

Представитель ответчика администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области Гришунина О.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просит установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 (Князева) Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (Князева) Е.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Бутурлинского муниципального района.

Доказательств подтверждающих, что за Золотаревой (Князевой) Е.С. зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории, которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно п. 1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда (п. "в"), а в п. 1.4 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

Кроме того, законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Законом Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Анализируя исковые требования, суд отмечает, что ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В этой связи суд отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. По мнению суда, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы представителя ответчика о том, что истец может быть обеспечена жилым помещением в соответствии со списком при поступлении субвенций из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец включенная в список и достигшая совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд возлагает на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

С учетом изложенного суд не находит оснований для установления срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Золотаревой Е.С. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Золотаревой Елены Сергеевны - удовлетворить.

Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области предоставить Золотаревой Елене Сергеевне в черте границ Бутурлинского муниципального района Нижегородской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже 30 кв.м., пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.

Судья Е.В. Петелин

2-65/2019 ~ М-25/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Золотарева Елена Сергеевна
Ответчики
Администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области
Суд
Бутурлинский районный суд
Судья
Петелин Евгений Валентинович
14.02.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2019[И] Передача материалов судье
19.02.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
12.03.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2019[И] Судебное заседание
11.04.2019[И] Судебное заседание
16.04.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2019[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее