Советский районный суд г.Махачкалы дело №а-5810/2019
судья ФИО4
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2019 года город Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО15
судей ФИО9 и ФИО14
при секретаре судебного заседания ФИО6,
представителя административного ответчика Министерства юстиции Республики Дагестан ФИО7,
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2-ФИО16 к Министерству юстиции Республики Дагестан о признании незаконным ответа, выраженного в письме от <дата> за №(17), считать согласованным публичное мероприятие в форме митинга и возложении обязанности не препятствовать в проведении заявленного митинга,
по апелляционной жалобе административного истца (представителя административных истцов) ФИО1 на решение Советского районного суда г.Махачкала от <дата>, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи ФИО9, изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика - Министерства юстиции Республики Дагестан ФИО7, полагавшего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия,
установила:
Административные истцы ФИО1, ФИО2-Г., ФИО10-М.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Республики Дагестан о признании незаконным ответ Минюста РД, выраженный в письме от <дата> за №(17), считать согласованным публичное мероприятие в форме митинга <дата> с 18 часов 30 минут до 20 часов 30 минут по адресу: г. Махачкала, парк им. 50-летия Октября, площадка у памятника борцам за власть Советов, с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» ФИО18, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан»; и возложении обязанности не препятствовать ФИО3, Юсупову Идрису ФИО17 в проведении митинга <дата> с 18 часов 30 минут до 20 часов 30 минут по адресу: г. Махачкала, парк им. 50-летия Октября, площадка у памятника борцам за власть Советов.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2-ФИО19 к Министерству юстиции Республики Дагестан отказано.
С решением суда не согласился административный истец ФИО1
В поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта, указывая о его незаконности и необоснованности, ввиду несоответствия выводов суда в решении фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Просит принять по делу новое решение о полном удовлетворении административного искового заявления, полагая, что ими были соблюдены все процедурные вопросы и требования действующего законодательства при подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не имеется.
Представитель административного ответчика - Министерства юстиции Республики Дагестан главный специалист-эксперт отдела по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов РД Министерства юстиции РД ФИО7, считает решение суда законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Извещённые о месте и времени рассмотрения дела административные истцы ФИО2-Г., ФИО10-М.М., ФИО1, а также их представитель ФИО8, в судебное заседание не явились и причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Права и свободы человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО10-М.М., ФИО2-Г., ФИО1 как организаторы публичного мероприятия <дата> подали в Минюст РД уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан». Местом проведения указано: г. Махачкала, парк им. 50-летия Октября, площадка у памятника борцам за власть Советов; дата и время – <дата> с 18 часов 30 минут до 20 часов 30 минут, предполагаемое количество участников – до 600 человек.
Из ответа Минюста РД от <дата> №(17) на указанное уведомление на имя ФИО10-М.М., ФИО2 и ФИО1 следует, что с учетом имеющейся информации от правоохранительных органов Республики Дагестан о том, что проведение массовых мероприятий, на которых планируется давать критическую оценку действиям правоохранительных органов республики, учитывая их особый психологический настрой, а также возможные просчеты устроителей митинга, создаются предпосылки для совершения правонарушений, включая групповые нарушения общественного порядка и безопасности, а также существует вероятность совершения диверсий и терактов в общественных местах и местах массового скопления людей в планируемую для проведения публичного мероприятия даты, предложено подать уведомление о проведении публичного мероприятия с 20 сентября по <дата> в рамках требований, установленных действующим законодательством.
Из письма Врио начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Дагестан от <дата> №, представленного представителем административного ответчика, следует, что проведение массовых мероприятий в ограниченных территориях, на которых планируется давать критическую оценку действиям правоохранительных органов республики, учитывая их особый психологический настрой, а также возможные просчеты устроителей митинга, создаются предпосылки для совершения правонарушений, включая групповые нарушения общественного порядка и безопасности. Не исключено, что митинг может быть использован деструктивными силами и провокаторами для дестабилизации обстановки в республике, подстрекательства граждан к действиям националистического, экстремистского и антисемитского характера. Данное обстоятельство усугубляется существующими на территории республики «спящими ячейками», присягнувшими так называемому Халифу «Исламского Государства», которые намереваются активизировать террористическую деятельность, в том числе совершением диверсий и терактов в общественных местах и местах массового скопления людей.
При указанных обстоятельствах предложение Министерства юстиции Республики Дагестан от <дата> №(17) подать уведомление о проведении публичного мероприятия с 20 сентября по <дата> в рамках требований, установленных действующим законодательством, обусловленное необходимостью обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц которые могут находиться в месте его проведения в определенном для этого времени), является правильным, соответствующим действующему законодательству, не является отказом в согласовании публичного мероприятия в форме митинга и не нарушает права организаторов митинга и соответственно административных истцов.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В статье 3 Федерального закона от <дата> № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту - Закон о публичных мероприятиях) закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от <дата> N 98 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан" к местам, в которых согласно Федеральному закону от <дата> "N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон) проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, дополнительно относятся: вокзалы, аэропорт, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки; детские, образовательные, медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные и религиозные организации (учреждения) во время проведения в них учебных, культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления; здания (сооружения), которые находятся в аварийном состоянии и (или) в которых проводятся реконструкция, капитальный ремонт; объекты капитального строительства; мосты, тоннели, эстакады; тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.
Постановлением Правительства РД от <дата> N 372 "Об определении единых специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан" определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Республики Дагестан согласно пункту 43 приложения к настоящему постановлению в городе Махачкале территория Родопского бульвара перед аварским театром, парк им. Ленинского комсомола, за зданием банкетного зала "Кегельбан", парк им. 50-летия Октября.
Данное постановление принято высшим постоянно действующим исполнительным органом власти Республики Дагестан, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определенные Правительством Республики Дагестан специально отведенные места для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем не ограничивают права организатора на использование любого места в городе Махачкале для данных целей, поскольку проведение массовых мероприятий в любом месте, удобном для заявителя, может нарушать права и свободы иных лиц.
Все указанные в постановлении места для проведения публичных мероприятий находятся в черте города Махачкалы, в районах, имеющих развитую инфраструктуру. Эти места являются традиционными местами в городе Махачкале, которые уже используются для публичных мероприятий.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8), указанные места должны обеспечивать возможность достижения целей публичных мероприятий, в данных местах должны обеспечиваться их транспортная доступность, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких мест публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в этих местах (часть 2.1 статьи 8).
Императивных норм, обязывающих орган исполнительной власти субъекта РФ, либо органов местного самоуправления субъектов РФ, в обязательном порядке согласовать публичное мероприятие, ФЗ от <дата> N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не содержит, и административным ответчиком, исходя из положений статьи 5 указанного ФЗ, в установленные сроки и в пределах своих полномочий направлен ответ с рекомендацией обратиться с уведомлением на указанную площадку на другую календарную дату.
Указанное предложение министерства соответствует действующему законодательству и не является отказом в согласовании публичного мероприятия в форме митинга, и не нарушает права организаторов митинга, соответственно административных истцов, является процедурным действием, предусмотренным действующим законодательством в рамках рассмотрения уведомлений о проведении публичных мероприятий.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на законность, обоснованность оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца и представителя административных истцов ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи