Решение по делу № 2-1870/2017 (2-10168/2016;) от 08.12.2016

Копия                                                      Дело №2-1870/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2017 года                                                                                            г.Красноярск

Свердловский районный суд г.Красноярска

в составе председательствующего судьи Беляевой В.М.

при секретаре Козленко В.С.,

с участием помощника прокурора Свердловского района г.Красноярска Елисеева И.О.

представителя ответчика СНТ «Полянка» - Чистотина Э.А., действующего на основании доверенности от 15.01.2017г

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Красноярск к СНТ «Полянка» о признании действий ответчика по использованию земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов незаконными, возложении обязанности по освобождению земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования обратился в суд с иском к СНТ «Полянка», в котором просит суд признать действия ответчика СНТ «Полянка» по использованию земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 371 в целях устройства металлических откатных ворот с дистационным управлением в отсутствие правоустанавливающих документов незаконными, обязать СНТ «Полянка» освободить вышеуказанный земельный участок путем демонтажа металлических ворот с дистационным управлением.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой Свердловского района г.Красноярска проведена проверка деятельности СНТ «Полянка» по использованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для размещения автоматических ворот на дороге при въезде в СНТ «Полянка», по результатам которой выявлены нарушения земельного законодательства РФ.

Так, 24.08.2015г. в ходе совместной выездной проверки прокуратуры Свердловского района г. Красноярска с участием специалиста Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярскавыявлено, что СНТ «Полянка», расположенное по адресу:<адрес> в соответствии с решением общего собрания членов садового некоммерческого товарищества от 28.03.2015г., при въезде в СНТ, на земельном участке общего пользования - дороге установило металлические откатные ворота с дистанционным управлением, чем ограничило проезд некоторым членам товарищества к своим участкам, что повлекло в 2015г. ряд обращений граждан по вопросу проверки законности устройства ворот.

Истец указывает, что в ходе проведенной проверки установлено, что государственная собственность на земельный участок, занятый металлическими воротами, не разграничена.

По результатам проверки прокуратурой района 01.09.2015г. в адрес СНТ «Полянка» внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.

По результатам рассмотрения представления в прокуратуру района СНТ«Полянка» был предоставлен договор №8729 от 17.12.2015 на размещение временного сооружения, согласно которому Администрация города предоставила СНТ «Полянка» право размещения временного сооружения: площадки для парковки, в соответствии с номером 2438 в схеме размещения временных сооружений на территории <адрес>, утвержденной Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по адресу: <адрес>, однако, как указывает истец возможность размещения и эксплуатации автоматических ворот, вышеуказанным договором не предусмотрена.

Поскольку, документов, подтверждающих право пользование СНТ «Полянка» в отношении земельного участка, используемого в целях устройства ограждения, ответчиком не представлено, истец считает, что в действиях СНТ «Полянка»установлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка, относящегося к не разграниченной государственной собственности, в целях установки металлических ворот на въездной группе в садовое некоммерческое товарищество.

Истец ссылается на то, что выявленные прокуратурой района нарушения земельного законодательства в деятельности СНТ «Полянка» на момент обращения в суд с иском ответчиком не устранены, как и не приняты меры к освобождению незаконно занятого земельного участка путем демонтажа металлических откатных ворот, установленных на въезде в СНТ «Полянка» ответчиком.

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г.Красноярска – Елисеев И.О. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика СНТ «Полянка» - Чистотин Э.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, чтона основании решения общего собрания членов товарищества – собственников земельных участковмежду СНТ «Полянка» и Администрацией г. Красноярска заключен договор на аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для размещения временного сооружения - площадки для парковки автомобилей на срок до 17.11.2016г. с его продлением до 16.10.2017г., для контроля проезда на территорию товариществапо решению его членов - собственников земельных участков были установлены металлические ворота, в целях исключения проезда на территорию товарищества посторонних лиц, все действия по установке ворот были согласованы с администрацией г. Красноярска, считает, что истцом не представлено суду доказательств факта наложения участка СНТ на земли общего пользования,как инепредставленодоказательств, чтоустановкой откатных ворот с дистационным управлением чинятся препятствия неопределенному круг лиц для пользования землями общего пользования, либо нарушаются права муниципального образования города Красноярска, которое в свою очередь в лице уполномоченного органа управления муниципальной собственностью - Департамента муниципального имущества и земельных отношений предоставило законное право пользования земельным участком и не потребовало его освобождения.

Третье лицо Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Администрация Свердловского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены своевременно и надлежащим образом, заказной корреспонденцией.

В соответствии с ч. 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившегося третьего лица, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Одним из способов защиты права согласно ст. 12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Согласно ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 3 ФЗ от 22.07.2008 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 ФЗ N 141-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если ФЗ N 141-ФЗ или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ.

От имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 46 Устава города Красноярска для реализации полномочий, возложенных на администрацию города, образуются органы администрации города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах.

Статус Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска определенПоложением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города от 23.05.2013 N 110-р (далее по тексту Положение).

По пункту 1 Положения Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными участками, а также земельными, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Как установлено в судебном заседании, СНТ «Полянка» зарегистрировано в качестве юридического лица в форме садового некоммерческого товарищества по адресу: <адрес> - 19.11.1997г., постановлено на налоговый учет, руководителем является Председатель правления, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 22.03.2016г.

Согласнопротоколу общего собрания учредителей СДНТ «Полянка» № 1 от 14.01.2009г. СНТ «Полянка» переименовано в СДНТ «Полянка», изменения зарегистрированы вналогом органе, что подтверждается уставом товарищества.

Из п.1.1 Устава товарищества СДНТ «Полянка» следует, что земельные участки, расположенные на территории <адрес> общей площадью 13.5 га в количестве 83 участка предоставлены гражданам для ведения садоводства в соответствии с постановлением администрации <адрес> от 23.02.1994г. № 121, от 23.06.1997г. № 668 в бессрочное постоянное пользование.

Согласно протоколам общего собрания членов СНТ «Полянка» от 28 марта 2015г., 27.03.2016г. членами СНТ принято решение об установке откатных ворот с дистационным управлением.

Также судом установлено, что по договору № 8729 от 17.12.2015г. Администрация г. Красноярска предоставила СНТ «Полянка» право размещения временного сооружения: площадки для парковки, в соответствии с номером 2438 в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.09.2012 №415, по адресу:<адрес> на срок до 01.01.2012г.(л.д.21-23).

Кроме того, 25.04.2016г. между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> и СНТ «Полянка» был заключен договор аренды земельного участка с категорией земель – земли населенных пунктов, с учетным номером 07 00 426:0036 находящийся по адресу: <адрес> для использования в целях размещения временного сооружения площадки для парковки в границах, указанных в плане участка ( л.д. 78-84).

Из акта приема-передачи земельного участка следует, что Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска передал СНТ «Полянка» земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с учетным номером 07 00 426:0036 находящийся по адресу: <адрес> для использования в целях размещения временного сооружения площадки для парковки в границах, указанных в плане участка( л.д. 84).

Судом также установлено, что 11.11.2016г. между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> и СНТ «Полянка» было заключено дополнение к договору от 25.04.2016года аренды земельного участка площадью 20 кв.м, согласно которого срок действия аренды продляется до 16.10.2017 года ( л.д. 63).

Согласно квитанции СНТ «Полянка» оплатила арендные платежи 05.12.2016года ( л.д. 64).

При обращении СНТ «Полянка» об установке откатных ворот, Администрация Свердловского района г. Красноярска указала, что в соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 г № 809 откатные ворота и калитка не являются временным сооружением, установка которых осуществляется на основании разрешения выдаваемого администрацией города. В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2017г № 46-р «Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске» в полномочия администрации района не входит согласование установки подобного рода сооружений. Вместе с тем, Администрация района не возражает против установки откатных ворот и калитки в качестве элементов благоустройства общества при условии обеспечения свободного и равного доступа населения к природным и водным объектам.

Истец, при обращении с иском в суд и в ходе судебного разбирательства по делу, ссылается на то, что в ходе проверки прокуратурой района деятельности СНТ «Полянка» установлено, что последнее самовольно заняло земельный участок, относящийся к неразграниченной собственности для установки металлических ворот на въездной группе в СНТ, в результате чего, в адрес СНТ внесено представление 01.09.2015г. об устранении нарушений земельного законодательства.

Данное обстоятельство опровергается представленными стороной ответчика доказательствами – договорами № 8729 от 17.12.2015г., от 25.04.2016г. с дополнением к договору от 11.11,2016г. № 5032, актом приема-передачи земельного участка.

Довод истца о том, что как на момент обращения в суд с иском, так и в ходе разбирательства по делу ответчик не предпринял мер к устранению нарушения, а именно документов, подтверждающих право пользования СНТ земельным участком, на котором установлены ворота, не представил опровергается доказательствами, представленными ответчиком, а также справкой помощника прокурора от 03.07.2015г., из которой следует, что от председателя СНТ ФИО4 получены документы на установку автоматических ворот.

Кроме того, довод опровергается содержанием самого иска из которого следует, что по результатам рассмотрения представления, внесенного прокуратурой 01.09.2015г. в адрес СНТ «Полянка» в прокуратуру района ответчик предоставил договор№ 8729 от 17.12.2015г. на размещение временного сооружения.

Таким образом, суд считает, что металлические откатные ворота с дистациооным управлением установленыответчиком на земельном участке, переданном СНТ «Полянка» в арендуДепартаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, который является уполномоченным органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска - муниципального образования,, в том числе земельными участками, а также земельными, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, в интересах которого в том числе и обращается прокурор не может являться нарушением земельного законодательства.

Согласно п. 11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

В соответствии с п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что земли общего пользования должны быть отображены красными линиями, которые в свою очередь в соответствии с требованиями ч.2 и 3 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат отражению в проекте планировки территории.

Истцом суду не представлено доказательств наложения земельного участка ответчика на границы территории общего пользования, в частности на дорогу.

Суд также принимает во внимание, что право на предъявление иска об освобождении самовольно занятого земельного участка принадлежит собственнику - муниципальному образованию г. Красноярск в лице его уполномоченных органов, которое таких требований не заявляло, то иные лица могут заявить такой иск в случае нарушения их прав, свобод и охраняемых законом интересов (ст. 3 ГПК РФ), доказательств чего, истцом в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

При таких обстоятельствах действия СНТ «Полянка» по установке откатных металлических ворот и калитки не являются нарушением земельного законодательства в деятельности СНТ «Полянка», а требования прокуратуры Свердловского района г. Красноярска не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требованияпрокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к СНТ « Полянка» о признании действий по использованию земельного участка в целях устройства металлических откатных ворот с дистанционным управлением в отсутствие правоустанавливающих документов незаконными, возложении обязанности по демонтажу металлических откатных ворот с дистанционным управлением, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме через Свердловский районный суд г. Красноярска.

Копия верна

Председательствующий                                                                     В.М. Беляева

2-1870/2017 (2-10168/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Свердловского района г. Красноярска
Ответчики
СНТ "Полянка"
Другие
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Беляева В.М.
08.12.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.12.2016[И] Передача материалов судье
08.12.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017[И] Судебное заседание
26.01.2017[И] Судебное заседание
06.02.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2018[И] Дело передано в архив
23.01.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее