Дело № 2-3522/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Ивковой А.В.,
при секретаре Панченко Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ИВТБС «Костромской» о признании незаконными действий, возложении обязанности прекратить противоправные действия
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области обратилось в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что в Управление за период с марта по июнь 2016г. из прокуратуры Костромской области, Государственной жилищной инспекции Костромской области и непосредственно от граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 поступили обращения жителей, проживающих <адрес> по вопросу предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества. Граждане в своих обращениях сообщали, что в их квартирах из крана течет ржавая горячая вода. При рассмотрении обращений граждан было установлено, что <адрес> находится в управлении ООО «ИВТБС «Костромской». Ссылаются на положения ст. 161 ЖК РФ, п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 31, 149, 150, п.6 раздела 2 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ст.ст. 11,19, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.1, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, пункты 1.1, 2.1 СанПиН 2.1.4.2496-09, являющихся отдельной главой СанПиН 2.1.4.1074-01, пункты 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. Указывают, что все лица, участвующие в обеспечении населения водой, а равно осуществляющие горячее водоснабжение, в том числе исполнители коммунальных услуг, в частности управляющие организации, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности инженерных сетей. По обращениям граждан управление в рамках административного расследования провело экспертизу холодной и горячей воды, отобранной в следующих точках: холодной водопроводной воды на вводе в дом, горячей водопроводной воды после бойлера в доме, холодной и горячей воды в квартирах <адрес> По данным лабораторных исследований аккредитованной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» качество горячей воды, отобранной из квартир <адрес> не соответствует СанПин 2.1.4.1074-01. 2.1.4, а именно: вода не соответствует показателям мутности и содержанию железа. Жители <адрес>, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой горячего водоснабжения, являются потребителями. Определить круг потребителей, с которыми исполнитель заключил или заключит в будущем договор на предоставление услуги горячего водоснабжения, не представляется возможным. Результаты экспертизы горячей воды, отобранной в квартирах, показали, что ответчик в нарушение требований Закона РФ «О защите прав потребителей», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и СанПиН 2.1.4.1074-01. (п.2.1.4) осуществляет предоставление потребителям коммунального ресурса (горячей воды), не соответствующего по показателям мутности и содержанию железа. За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде ответчик дважды был привлечен к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в виде штрафа. Обществу дважды в апреле 2016г. вносились представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, но Общество уклонилось от их получения (письма почтой возвращены в управление, с отметкой об истечении срока хранения). До настоящего времени Обществом не приняты меры к устранению нарушений санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, что подтверждается поступлением в управление новых жалоб жителей <адрес> на качество горячего водоснабжения. В соответствии с ст. ст. 4, 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.46 ГПК РФ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, просят суд признать действия ООО «ИВТБС «Костромской», выразившиеся в поставке некачественного горячего водоснабжения противоправными в отношении жителей дома <адрес> и прекратить нарушения прав неопределенного круга потребителей. Обязать ООО «ИВТБС «Костромской» в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Костромской области Алексеева ФИО11 иск поддержала.
Представитель ответчика ООО «ИВТБС «Костромской» по доверенности Григорян ФИО12 иск не признала. Суду пояснила, что в настоящее время ответчик не является управляющей компанией многоквартирного дома. В адрес ответчика не поступало ни одного обращения от собственников относительно некачественно оказываемой услуги. Факты, изложенные в иске, ответчиком не оспариваются, выполнить требование истца о прекращении нарушения прав потребителей и довести до потребителей через СМИ вступившее в силу решении суда ответчик не может, т.к. не является управляющей компанией дома.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Согласно Положению о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 г. №412, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу п.п. 1, 1.1., 2.3., 16 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с положениями статей 11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица согласно осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В частности, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пункт 6 раздела 2 приложения № 1 к Правилам № 354 предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), а также устанавливает, что отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Из материалов дела следует, что в управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в 2016 г. из прокуратуры Костромской области, Государственной жилищной инспекции Костромской области и непосредственно от граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 поступили обращения жителей, проживающих в <адрес> по вопросу предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества. Граждане в своих обращениях сообщали, что в их квартирах из крана течет ржавая горячая вода.
Результаты экспертизы горячей воды, отобранной в квартире потребителя, показали, что Общество в нарушение требований Закона РФ «О защите прав потребителей», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и СанПиН 2.1.4.1074-01. (п.2.1.4) осуществляет предоставление потребителям коммунального ресурса (горячей воды), не соответствующего по показателям мутности и содержанию железа.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами лабораторно – инструментальных исследований воды, отобранной в <адрес> от <дата> № экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» от <дата> №; протоколами лабораторных исследований от <дата> № экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» от <дата> №
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом <адрес> в марте, апреле 2016 года осуществляло ООО «ИВТБС «Костромской».
За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде ООО «ИВТБС «Костромской» постановлениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <дата> №, от <дата> № привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в виде штрафа.
Обществу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека дважды в апреле 2016г. вносились представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, но Общество уклонилось от их получения (письма почтой возвращены в управление, с отметкой об истечении срока хранения).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о признании противоправными действий ООО «ИВТБС «Костромской», выразившиеся в поставке жителям дома <адрес> в марте, апреле 2016 года некачественного горячего водоснабжения.
Судом также установлено, что приказом Инспекции от <дата> № сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> включены в реестр домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Костромской Регион» на основании заявления директора ООО УК «Костромской Регион», решения собственников жилых помещений многоквартирного дома о расторжении договора управления с ООО ИВТБС «Костромской» и заключения договора управления с ООО УК «Костромской Регион» (протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от <дата>). Таким образом, на момент рассмотрения гражданского дела многоквартирный дом <адрес> не находится в управлении ответчика. В связи с чем, у суда отсутствуют основания возлагать на ответчика обязательства прекратить выявленные нарушения прав неопределенного круга потребителей.
В силу ч. 2 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении иска орган государственного надзора суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Таким образом на ответчика подлежит возложению обязанность довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда о признании незаконными действий ООО «ИВТБС «Костромской», выразившиеся в поставке жителям дома <адрес> в марте, апреле 2016 года некачественного горячего водоснабжения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, поэтому государственная пошлина - в размере <адрес> подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ИВТБС «Костромской» удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО «ИВТБС «Костромской», выразившиеся в поставке жителям дома <адрес> в марте, апреле 2016 года некачественного горячего водоснабжения.
Обязать ООО «ИВТБС «Костромской» в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Взыскать с ООО «ИВТБС «Костромской» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере ...
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова