Дело № 2-88/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск – Камчатский
Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Науменко И.В.
при секретаре ФИО3,
при участии помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского ФИО4, представителя ответчика Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5, представителя третьего лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать выполнение работ по оборудованию специальной площадки для размещения и сбора твердых бытовых отходов по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>, 11,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» (далее ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского») с требованием о возложении обязанности огородить место для сбора твердых бытовых отходов, оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым (водонепроницаемым) покрытием, привести в исправное состояние мусорные баки, произвести их окраску и нанести на контейнеры маркировку с указанием реквизитов владельца и организации, осуществляющей сбор и вывоз бытовых отходов, графика вывоза мусора по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес> возле <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города совместно с Инспекцией государственного экологического надзора Камчатского края проверки, установлено, что рядом с домом № по ул. <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском место для сбора твердых бытовых отходов не огорожено, площадка с твердым покрытием отсутствует, контейнеры находятся в технически неисправном состоянии, не окрашены и не имеют маркировку с указанием реквизитов владельца и организации, осуществляющей сбор и вывоз бытовых отходов, графика вывоза мусора. Несоблюдение требований нормативных актов, регламентирующих порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе к содержанию площадок для их сбора, нарушает права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, поскольку несоответствие площадок для сбора мусора требованиям санитарных норм и правил не способствует санитарному благополучию территории и может оказать негативное воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.
Письменным заявлением истец уточнил требования, просил обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать выполнение работ по оборудованию специальной площадки с бетонным или асфальтовым (водонепроницаемым) покрытием для размещения контейнеров, ограждению места сбора твердых бытовых отходов возле <адрес> по ул. <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» огородить место для сбора твердых бытовых отходов, привести в исправное состояние мусорные баки, произвести их окраску и нанести на контейнеры маркировку с указанием реквизитов владельца и организации, осуществляющей сбор и вывоз бытовых отходов по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес> возле <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО4, действующая на основании доверенности, письменным заявлением отказалась от требований к ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» в полном объеме в связи добровольным удовлетворением требований. Отказ от иска принят судом, о чем вынесено отдельное определение. Исковые требования к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского».
Представитель третьего лица Инспекции государственного экологического надзора по Камчатскому краю ФИО6, действующий на основании доверенности, полагал, что указанные истцом работы должны проводиться ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского».
Третьи лица ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», МУП «Спецтранс», Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебном заседании участия не принимали.
Третье лицо Комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа в лице представителя ФИО5, действующей на основании доверенности, в судебном заседании полагало требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
С учётом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 7 Конституции РФ в РФ гарантирована охрана здоровья людей, а статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Частью 2 статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10. 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2.1.3. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ №4690-88, определено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пунктом 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 170, установлено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Пунктом 8.2.5 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64, установлено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № 253-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий» (далее решение Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 253-нд). Ранее принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ N 48-нд утратило силу в связи с изданием решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 253-нд).
В силу ст. 6 решения Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 253-нд содержание территории городского округа включает в том числе работы по устройству контейнерных площадок под установку на них контейнеров для сбора бытовых отходов и другого мусора, размещаемых в соответствии с нормативными документами; соблюдение режимов их уборки, мытья и дезинфекции.
В соответствии со ст. 26 данного решения в целях обеспечения чистоты размер прилегающей территории для многоквартирного дома устанавливается индивидуального для каждого дома с учетом границ отведенной территории.
Из акта проверки, составленного ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора города ФИО7, инспектором государственного экологического надзора ФИО8, и приложенной к нему фототаблицы, следует, что возле <адрес> по ул. <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском место для сбора твердых бытовых отходов не огорожено, площадка с твердым покрытием отсутствует.
Таким образом, поскольку к компетенции администрации как органа местного самоуправления относится контроль за соблюдением на территории муниципального образования требований санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществление организации деятельности в области обращения с отходами, их сбора и вывоза, а возле <адрес> по ул. <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском место для сбора твердых бытовых отходов не огорожено, площадка с твердым покрытием отсутствует, что нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закреплённых за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. При этом обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов, возложенные законом на управляющие организации, вопреки доводам ответчика не освобождают органы местного самоуправления от выполнения организации деятельности в области обращения с отходами на территории городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание наличие угрозы здоровью граждан, сезонный характер и объем работ, производство которых необходимо организовать, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для организации выполнения работ по оборудованию специальной площадки с бетонным или асфальтовым (водонепроницаемым) покрытием для размещения контейнеров, ограждению места для сбора твердых бытовых отходов до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа организовать выполнение работ по оборудованию специальной площадки с бетонным или асфальтовым (водонепроницаемым) покрытием для размещения контейнеров, ограждению места сбора твердых бытовых отходов возле <адрес> по ул. <адрес>, в городе Петропавловске-Камчатском, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В.Науменко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Науменко