Решение по делу № 2-3790/2018 ~ М-3758/2018 от 01.11.2018

Дело № 2-3790/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Семененко Н.Л.,

с участием истца Дидяевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

28 декабря 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Дидяевой Н.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании принять на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья»,

установил:

Дидяева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – администрация МОГО «Ухта») об обязании принять Дидяеву Н.В. и члена её семьи – дочь А. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В обоснование заявленных требований указав, что в августе 2018 года она обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья истца не проживает совместно и не ведет общего хозяйства. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по определению суда от 02.11.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечен КУМИ МОГО «Ухта».

В судебном заседании истец Дидяева Н.В. на исковых требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что состояла в браке с Д.., от брака имеют дочь А., <...> г. рождения, в настоящее время брак расторгнут. Несмотря на то, что ребенок зарегистрирован по месту жительства отца по адресу: 1, дочь фактически проживает совместно с истцом в квартире, расположенной по адресу: .... Данное жилое помещение принадлежит родителям истца и её сестре.

Ответчики КУМИ МОГО «Ухта» и администрация МОГО «Ухта», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В ранее представленных отзывах, представитель администрации МОГО «Ухта» Климушева В.В. и представитель Комитета Канева М.С. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, требования истца не признали по изложенным в отзыве основаниям.

По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.

Выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.

В ст. 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.

Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».

Как следует из материалов дела, Д. и Дидяева Н.В. состояли в брачных отношениях. От брака имеют несовершеннолетнего ребенка – А.., <...> г. рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ........ от <...> г..

Решением мирового судьи .... судебного участка г. Ухты от <...> г. брак между Д. и Дидяевой Н.В. расторгнут, о чем <...> г. территориальным отделом ЗАГС г. Ухты составлена актовая запись № .....

Согласно справке ОУиРЖФ КУМИ МОГО «Ухта» № .... от 07.08.2018, Дидяева Н.В. зарегистрирована по адресу: ..... Кроме неё в указанном жилом помещении также числятся зарегистрированными: А., В., Е., К., Д., Л.

Данное жилое помещение принадлежит на праве обшей долевой собственности родителем истца Л., В. и сестре А.. Общая площадь жилого помещения составляет 59,2 кв.м.

В свою очередь несовершеннолетний ребенок истца и её бывший супруг, согласно справке ОУиРЖФ КУМИ МОГО «Ухта» № .... от 07.08.2018, зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: 1. Также в указанном жилом помещении общей площадью 13,2 кв.м, являющемся муниципальной собственностью, значатся зарегистрированными еще 2 человека: Г. и И.

07 августа 2018 годаДидяева Н.В.обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она и её несовершеннолетняя дочь А.., в качестве места жительства семьи указав квартиру, расположенную по адресу: ....

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» № .... от 03 сентября 2018 года Дидяевой Н.В. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья». При этом, в качестве обоснования отказа Комитет ссылаясь на ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, указывает на то, что из представленных документов не подтверждается факт совместного проживания Дидяевых и ведение ими общего хозяйства.

Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу п. 2 ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей.

Частью 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей; при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, в том числе из показаний свидетелей Л., В.., что Дидяева Н.В. проживает вместе с несовершеннолетней А. по адресу: ...., принадлежащем Л., В. и А.. Факт совместного проживания несовершеннолетней А. с матерью также подтверждается материалами гражданского дела № .... по иску Дидяевой Н.В. к Д.. о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка А. Указанное свидетельствует о том, что Дидяевы являются членами одной семьи. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, Дидяевы не имеют. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

Ссылка Комитета по управлению муниципальным имуществом на ст. 31 ЖК РФ в данном случае является несостоятельной. То обстоятельство, что мать и дочь не зарегистрированы совместно по месту жительства, не может являться основанием для отказа в принятии на учет по категории молодая семья при наличии других необходимых условий.

В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, ч. 3 (1) ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ подсчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых членами одной семьи на праве социального найма и (или) праве собственности.

Кроме того, следует учесть, что п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, прямо предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Поскольку иного жилья на праве собственности или праве социального найма семья Дидяевых не имеют, то при подсчете нуждаемости судом учитывается только жилое помещение, расположенное по адресу: 1, нанимателям, которого в том числе, является несовершеннолетняя дочь истца А.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца по адресу: 1 составляет 2,64 кв.м (13,2 кв.м / 5 человек (с учетом членов семьи истца и зарегистрированных по этому адресу лиц), что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах исковые требования Дидяевой Н.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дидяевой Н.В. удовлетворить.

Обязать администрацию МОГО «Ухта» принять Дидяеву Н.В. с составом семьи: несовершеннолетним ребенком - дочерью А., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 07 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 09.01.2019.

Судья С. С. Логинов

2-3790/2018 ~ М-3758/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дидяева Н.В.
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд
Судья
Логинов Станислав Сергеевич
01.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2018[И] Передача материалов судье
02.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2018[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2018[И] Предварительное судебное заседание
28.12.2018[И] Судебное заседание
09.01.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2019[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее