Административное дело № 2а-3876/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2017 года город Киров
Первомайский районный суд города Кирова в составе:
председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,
при секретаре Нагорной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Долгих А.В. к Территориальной избирательной комиссии Первомайского района г.Кирова, исполняющей полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №14,15,16 по выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва, о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Долгих А.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Первомайского района г. Кирова о признании незаконным и отмене постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кировской городской думы.
В обоснование иска указал, что {Дата} ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу № 14 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Полагает решение незаконным, поскольку 13 подписей избирателей по его мнению безосновательно признаны недействительными, 1 подпись избирателя незаконно и безосновательно признана недостоверной неуполномоченным лицом; эксперт, на основании заключения которого одна подпись избирателя признана недостоверной, не был привлечён к проверке подписных листов в установленном законом порядке. В итоговом протоколе нет сведений об участии эксперта. Сведения об избирателях указаны в подписных листах в соответствии с действующими паспортами, сведения УФМС, представленные в ТИК, устаревшие.
Просит признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Первомайского района города Кирова от {Дата} {Номер} об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу № 14 и обязать ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В судебном заседании административный истец Долгих А.В. требования административного иска поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в нем.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным, также ссылались на пропуск истцом срока для обращения в суд - как самостоятельное основание для отказа в иске.
Председателем Кировской избирательной комиссии представлен письменный отзыв на иск, который содержит доводы, аналогичные доводам административного ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, изучив письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ (части 2, 10) кандидаты вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы, в частности, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Судом установлено, что решением Кировской городской Думы от 20 июня 2017 г. № 59/2 назначены выборы депутатов Кировской городской Думы шестого созыва на 10 сентября 2017 года.
{Дата} территориальной избирательной комиссии Первомайского района г.Кирова, исполняющей полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №14,15,16 по выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва, получено уведомление от Долгих А.В. о выдвижении его кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу № 14.
{Дата} в комиссию Долгих А.В. представлены документы для регистрации, в том числе, подписные листы со 134 подписями избирателей.
Данные подписи проверены рабочей группой по приему и проверке.
В результате проверки подписных листов рабочей группой выявлено 10,4 % недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, представленных для проверки.
Из ведомости проверки подписных листов специалистом-экспертом экспертно-криминалистического центра УМВД России по Кировской области следует, что одна подпись признана недостоверной в связи с тем, что в строках {Номер} подписного листа {Номер} папки {Номер} дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно.
Согласно информации Управления по вопросам миграции УМВД России по Кировской области данные о десяти избирателях не соответствуют действительности (листы {Номер} папки {Номер}).
В одной подписи имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (строка {Номер} лист {Номер} папки {Номер}), в одной подписи – неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (строка {Номер} лист {Номер} папки {Номер}).
Одна подпись выполнена без указания каких-либо из сведений, даты внесения в подписной лист (строка {Номер} лист {Номер} папки {Номер}).
Таким образом, четырнадцать подписей в подписных листах, представленных Долгих А.В. для регистрации кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу № 14, признаны недействительными.
{Дата} территориальной избирательной комиссии Первомайского района г. Кирова, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Первомайскому одномандатным избирательным округам № 14, 15, 16 по выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва, принято постановление об отказе в регистрации Долгих А.В. в качестве кандидата в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному округу № 14 на основании п. «ж» ч. 3 ст. 3010 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области», в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Проверив законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Постановлением Кировской городской избирательной комиссии от 24.05.2017 года № 59/236 определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. По Первомайскому одномандатному избирательному округу № 14 необходимо 122 подписи избирателей.
В силу положений пункта 9 статьи 306 Закона Кировской области от 28.07.2005 года №346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» (далее Закона Кировской области от 28.07.2005 года № 346-ЗО) избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
В силу положений п.10 ст.309 Закона Кировской области от 28.07.2005 года №346-ЗО проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, за исключением подписей избирателей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи, представленных в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвинутого по единому избирательному округу.
В соответствии со ст.309 Закона Кировской области от 28.07.2005 года №346-ЗО окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования производят проверку соблюдения требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов.
В случае представления подписных листов соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списка кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления ЦИК России от 13.06.2012 года №128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах РФ» по результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа. Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства, делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование. Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 статьи 309 Закона Кировской области от 28.07.2005 года №346-ЗО недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
По указанному основанию недействительными признаны 10 подписей избирателей {Номер}, что соответствует номеру подписного листа/ номеру строки в подписном листе.
Сопоставив сведения об указанных избирателях в подписных листах с информацией, представленной Управлением по вопросам миграции УМВД России по Кировской области суд приходит к выводу, что основания для признания недействительными подписей избирателей на основании «в» пункта 13 статьи 309 Закона Кировской области от 28.07.2005 года №346-ЗО у избирательной комиссии имелись, поскольку факты указания не соответствующих действительности сведений об избирателе (фамилии, адреса регистрации, серии, номера паспорта) имели место и подтверждены надлежащими доказательствами.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным истцом не представлено.
УМВД России по Кировской области в силу прямого указания избирательного законодательства является уполномоченным органом, обладающим компетенцией по вопросу подтверждения персональных данных избирателей.
В силу подпункта «е» пункта 13 статьи 30.9 Закона Кировской области от 28.07.2005 №346-ЗО недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
По указанному основанию признан недействительной 1 подпись – лист {Номер} строка {Номер} - ФИО2 – в связи с исправлениями в дате ее внесения в подписной лист, специально не оговоренными избирателем.
Исследовав подлинники подписных листов, суд находит обоснованным признание данной подписи недействительной в связи с наличием неоговоренных исправлений в дате ее внесения.
Доводы административного истца, что дата не содержит исправления несостоятельны и, по мнению суда, является субъективным мнением истца.
Закон предполагает необходимость специальной оговорки любых исправлений.
Ссылку истца на необходимость заключения эксперта для признания данной подписи недействительной по указанному основанию, суд также признает несостоятельной, основанной на ошибочном толковании закона.
Недействительной также признана 1 подпись на листе {Номер} строки {Номер} в связи с тем, что дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно. О чем имеется заключение эксперта.
Доводы административного истца о том, что эксперт ФИО3 не была наделена полномочиями по проведению экспертизы на предмет достоверности подписей избирателей в подписных листах являются необоснованными.
Так, постановлением территориальной избирательной комиссии Первомайского района города Кирова от 26.06.2017 №20/145 принято решение о создании Рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами и уполномоченными представителями кандидата по финансовым вопросам и утверждении его состава, а также утверждено положение о Рабочей группе.
В состав Рабочей группы, помимо председателя, его заместителя, а также секретаря и бухгалтера территориальной комиссии, вошли члены территориальной избирательной комиссии, консультант избирательной комиссии, системный администратор ГАС «Выборы». Кроме того, в состав Рабочей группы вошел специалист криминалист – представитель ЭКЦ УМВД России по Кировской области (по согласованию). Персональные данные указанного специалиста криминалиста не конкретизированы в постановлении о создании Рабочей группы, но содержится указание на необходимость его согласования.
В период подготовки и проведения на территории Кировской области выборов, по распоряжению ЭКЦ УМВД РФ по Кировской области от {Дата} {Номер} создана рабочая группа из сотрудников ЭКЦ УМВД по проведению почерковедческих исследований для проверки достоверности и действительности подписей в подписных листах. В состав группы вошли эксперты ЭКЦ УМВД: ФИО4, ФИО3 и ФИО1
{Дата} сведения об экспертах ЭКЦ УМВД направлены в Кировскую городскую избирательную комиссию.
Согласно письму Кировской городской избирательной комиссии от {Дата} председателям территориальных избирательных комиссий г.Кирова направлен список экспертов ЭКЦ УМВД России по Кировской области для проверки достоверности подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва. В их число включена в том числе ФИО3 – эксперт отдела криминалистических экспертиз при УМВД России по Кировской области.
Заключение эксперта изложено в письменной форме в ведомости проверки подписных листов, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
Ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей от {Дата}, подписанная экспертом ФИО3, является надлежащим документом и является основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Оснований сомневаться в объективности эксперта у суда не имеется.
Согласно нормам действующего законодательства привлеченный в установленном законом порядке к проверке эксперт ЭКЦ УМВД ФИО3, составившая в надлежащей форме с соблюдением методики проверки заключение по результатам проведенной им работе, не обязан подписывать протокол об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, а потому доводы административного истца в данной части судом отклоняются.
Также недействительной признана подпись на листе {Номер} строка {Номер} – ФИО5 – по п.п. «ж» ч. 13 статьи 30.9 Закона Кировской области от 28.07.2005 №346-ЗО – в связи с наличием исправлений в сведениях об избирателях, специально не оговоренных избирателем и лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.
Исследовав подлинники подписных листов, суд находит обоснованным признание данной подписи недействительной в связи с наличием неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе, а именно в указании номера паспорта гражданина РФ.
Основанием для признания недействительной подписи избирателя ФИО6 – на листе {Номер} строка {Номер} послужило отсутствие необходимых сведений – даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пп. «г» части 13 статьи 30.9 Закона Кировской области от 28.07.2005 №346-ЗО).
Проверка подписей в подписных листах членами Рабочей группы производится визуально, в связи с чем подписи избирателей, сведения об избирателях, требуемые в соответствии с законом, даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист должны быть внесены корректно, отчетливо, исключая двойственность их толкования.
Доводы административного истца о том, что цифра 7 при написании месяца в дате внесения подписи в подписной лист является особенностью почерка ФИО6, собственноручно вносившего сведения в подписной лист, и не препятствует однозначному восприятию написанного, отклоняются судом.
Суд признает обоснованным признание недействительной указанной подписи избирателя ФИО6 по основаниям, предусмотренным пп. «г» части 13 статьи 30.9 Закона Кировской области от 28.07.2005 №346-ЗО.
Таким образом, из 134 представленных административным истцом подписей избирателей недействительным признаны 14 подписей, что составляет 10,4 % от общего количества подписей, представленных для проверки.
При изложенных обстоятельствах, в силу требований вышеприведенных правовых норм, суд признает законным и обоснованным оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии Первомайского района г.Кирова {Номер} от {Дата} об отказе в регистрации Долгих А.В. кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу №14 на основании п. «ж» ч. 3 ст. 3010 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Административным ответчиком заявлено о пропуске административным истцом установленного срока для обращения в суд.
Проверив доводы ответчика, суд признает их несостоятельными, основанными на ошибочном толковании закона.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Оспариваемое решение принято {Дата}, и могло быть обжаловано Долгих А.В. в период с {Дата}
Исчисляя срок в соответствии со статьями 92 и 93 Кодекса административного судопроизводства РФ, последним днем подачи в суд административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии является {Дата}, которое выпадает на нерабочий день и переносится на первый рабочий день, то есть на {Дата}, когда фактически и было подано заявление Долгих А.В. посредством направления по почте.
Таким образом, срок на подачу настоящего административного искового заявления Долгих А.В. не пропущен.
Исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, в силу требований вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято с соблюдением всех требований избирательного законодательства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Долгих А.В. к территориальной избирательной комиссии Первомайского района г.Кирова, исполняющей полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №14,15,16 по выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Первомайского района г.Кирова, исполняющей полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №14,15,16 по выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва {Номер} от {Дата} «Об отказе в регистрации Долгих А.В. кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Первомайскому одномандатному избирательному округу №14» и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Рогачёва Ю.А.
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2017 года.