Решение по делу № 33-52/2020 от 13.04.2020

Судья Яровицына Д.А. Строка 209, госпошлина 3000 руб.

Докладчик Гомола С.Н. Дело № 33-52.2020 г.

УИД 83RS0001-01-2019-001927-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 6 мая 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Гомола С.Н.,

судей Коноваловой С.П., Лисицына А.А.,

при секретаре судебного заседания Ляпиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2020 года, в соответствии с которым постановлено:

иск заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания»

о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении удовлетворить.

Обязать Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» в срок до 31 декабря 2022 года устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная № 4», расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д. № 6 «А», а именно:

в соответствии с пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» Коняева П.А., представителя администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Зеляниной Л.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Жиркова В.Г., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» (далее по тексту – ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная № 4» - организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверки соблюдения требований действующего законодательства на объектах теплоснабжения ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» установлено нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, в Котельной № 4, расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д. № 6 «А», а именно, не обеспечивается запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Несоблюдение ответчиком требований закона по обеспечению наличия запасов топлива, в случае ограничения или прекращения поставки газа, аварийной ситуации исключает возможность по обеспечению выработки тепловой энергии либо горячей воды для потребителей, не обеспечивает бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, пользующихся данными услугами.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что поскольку Котельная № 4 введена в эксплуатацию до вступления в силу Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, проектом Котельной № 4, схемой теплоснабжения МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», утвержденной постановлением Главы администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 28 июня 2016 года № 746, сооружение резервного топливного хозяйства, работа на резервном топливе не предусмотрены, топливный режим для Котельной № 4 не выдавался, требование вышеуказанных Правил, а также Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 317, об организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива на данную котельную не распространяется.

Отмечает, что основным видом топлива на котельной является природный газ, создать запас природного газа, как топлива для котельной – невозможно. Проведение второй магистральной трубы нецелесообразно, поскольку поставщик газа один. Нормативы для резервного запаса топлива не установлены. Считает данное решение неисполнимым, условным, зависящим от наступления определенных условий, воли третьих лиц.

Считает, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком прав неопределенного круга лиц, поскольку котельная работает, аварий не случалось.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что Котельная № 4, расположенная по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д. № 6 «А», находится в собственности Ненецкого автономного округа.

ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» Котельная № 4 передана на праве хозяйственного ведения.

Одним из основных видов уставной деятельности ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, забор, очистка и распределение воды.

ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» эксплуатирует Котельную № 4, которая оснащена газовым оборудованием, топливный режим для нее не установлен. В качестве основного топлива в котельной предусмотрен природный газ, резервное топливо отсутствует.

Котельная № 4 обеспечивает теплом и горячим водоснабжением жилые дома.

Согласно акту проверки исполнения федерального законодательства от 23 октября 2019 года эксплуатируемое оборудование топливного хозяйства на котельной не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива, путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и руководствуясь Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 317, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку нашел подтверждение факт нарушения теплоснабжающим предприятием - ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» требований законодательства о теплоснабжении, чем нарушаются права граждан, пользующихся услугами предприятия.

Основания и мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, приведены в мотивированной части решения суда, с которыми судебная коллегия согласна. Юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у прокурора не было оснований для обращения с иском в суд, так как права граждан не нарушаются, ошибочны.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может, осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья прокурор, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обнаружив факт нарушения требований закона вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, в целях предупреждения неблагоприятных последствий нарушения требований закона.

Несоблюдение ГБУ НАО «Ненецкая коммунальная компания» требований законодательства в сфере теплоснабжения создает реальную угрозу жизни и здоровья населения, массовым нарушениям прав потребителей на предоставление качественного теплоснабжения, в связи с чем у прокурора имелись законные основания для обращения с иском в суд.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ об организации бесперебойной подготовки и подачи топлива, путем создания запаса основного и резервного топлива на данную котельную не распространяются, судебная коллегия находит несостоятельными.

В соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил установлено, что они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют определенную деятельность, в том числе эксплуатацию газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования.

В силу подп. «ж» и «з» п. 14 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317, проекты газоснабжения должны предусматривать:

- сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;

- применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 294 «О внесении изменений в правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжения в Российской Федерации» ГБУ НАО «Ненецкая коммунальная компания» не попадает под категорию предприятий, на которые вышеуказанные Правила не распространяются.

Согласно п. 50 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317, обязанности по обеспечению соблюдения Правил возлагается на руководителей организаций.

В соответствии с п. 4.1.1 действующих Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии регламентирован приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 377.

Исходя из этих нормативных положений ГБУ НАО «Ненецкая коммунальная компания», осуществляющее эксплуатацию котельной, обязано обеспечить готовность газоиспользующего оборудования к работе, как на газе, так и на резервном топливе, и иметь запас топлива в соответствии с нормативами. Иное свидетельствует о незаконном бездействии энергоснабжающей организации, поскольку в случае выхода из строя газового оборудования, отсутствие на данной котельной запасов топлива, может привести к нарушению прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, причинению иного существенного вреда в связи с нахождением в условиях Крайнего Севера.

Поэтому суд обоснованно удовлетворил исковые требования, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в решении исчерпывающее обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.

То обстоятельство, что проектом котельной не предусмотрена ее работа на резервном топливе не освобождает ответчика от необходимости соблюдения требований законодательства о газо- и теплоснабжении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что виды резервного и аварийного топлива и возможность их обеспечения в соответствии с нормативными требованиями должны содержаться в схеме теплоснабжения, а разработка и актуализация схемы является обязанностью органа местного самоуправления, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку не освобождают ответчика от обязанности по созданию запаса топлива, который в силу Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, несет ответственность за выполнение требований, указанных в Правилах.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Гомола

Судьи С.П. Коновалова

А.А. Лисицын

33-52/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Заместитель прокурора
Ответчики
ГУП НАО Ненецкая коммунальная компания
Другие
Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО
Суд
Суд Ненецкого автономного округа
Судья
Гомола Светлана Николаевна
06.05.2020[Гр.] Судебное заседание
12.05.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее