ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
город Грозный 4 октября 2018 года
Дело № 7-43/18
Судья Верховного Суда Чеченской Республики Дакаева Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юй Шаошуан на постановление судьи Наурского районного суда Чеченской Республики от 25 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Наурского районного суда Чеченской Республики от 25 июля 2018 года Юй Шаошуан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. До выдворения с территории Российской Федерации суд постановил поместить Юй Шаошуан в центр временного содержания иностранных граждан МВД по ЧР.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Чеченской Республики, Юй Шаошуан просит отменить постановление судьи районного суда, указывает, что не умышленно нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан. Ссылается на нарушение его прав при составлении протокола об административном правонарушении и при проведении других процессуальных действий, выразившихся в не предоставлении ему возможности пользоваться услугами переводчика; русским языком он практически не владеет, поэтому не мог понять происходящее; по этой же причине им пропущен срок обжалования постановления судьи районного суда, который он просит восстановить.
Изучив доводы ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления судьи районного суда от 25 июля 2018 года и жалобы на это постановление, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (части 2, 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что 25 июля 2018 года Юй Шаошуан в судебном заседании Наурского районного суда Чеченской Республики не присутствовал (л.д. 47-48).
Копия обжалуемого постановления районного суда направлена Юй Шаошуан 8 августа 2018 года, то есть за пределами предусмотренного законом десятидневного срока обжалования (л.д. 49).
Кроме того материалы дела не содержат сведений о дате получения Юй Шаошуан копии постановления суда либо доставке почтового отправления по указанному в нем адресу, или возврате в связи с невозможностью его вручения адресату.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд считает необходимым восстановить Юй Шаошуан пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления судьи районного суда от 25 июля 2018 года.
Разрешая доводы жалобы по существу, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2018 года в 9 час. 00 мин. при проверке соблюдения миграционного законодательства сотрудниками отдела МВД России по Наурскому району совместно с сотрудниками ФСБ был выявлен гражданин Китайской Народной Республики Юй Шаошуан, который проживая в нежилом помещении по адресу: Чеченская Республика, Наурский район, с. Алпатово, ул. Садовая, б/н, на миграционный учет не встал, чем нарушил правила миграционного учета, установленные Федеральным законом № 109-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 апреля 2018 года АА № 18 (л.д. 3); письменными объяснениями Юй Шаошуан и У Вэйдун (л.д. 4, 5); докладной запиской старшего специалиста ОВМ ОМВД России по Наурскому району Мажидовой Х.З. (л.д. 2); копией вида на жительство Юй Шаошуан (л.д. 6); копией паспорта Юй Шаошуан (л.д. 9); копиями вступивших в законную силу постановлений Наурского районного суда Чеченской Республики от 1 ноября 2017 года и 26 декабря 2018 года о привлечении Юй Шаошуан к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7, 8).
Таким образом, совершенное Юй Шаошуан деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Юй Шаошуан к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чеченской Республики, Юй Шаошуан не оспаривая факта совершения им административного правонарушения, указывает, что не умышленно нарушил требования законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Как следует из материалов дела, при назначении Юй Шаошуан административного наказания судьей районного суда требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
При производстве по делу об административном правонарушении установлено, что 1 ноября 2017 года и 26 декабря 2017 года Юй Шаошуан привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть, Юй Шаошуан в течение полугода трижды допустил нарушения миграционного законодательства Российской Федерации (л.д. 7, 8).
При таких обстоятельствах назначение Юй Шаошуан дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание назначено Юй Шаошуан в пределах санкции части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Вместе с тем, суд при применении дополнительного наказания не определил форму административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (часть 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (часть 6 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая приведенные положения закона и обстоятельства дела, Юй Шаошуан подлежит принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в этой связи постановление судьи Наурского районного суда Чеченской Республики от 25 июля 2018 года подлежит дополнению в указанной части.
Доводы заявителя о лишении его права пользоваться услугами переводчика при производстве по делу об административном правонарушении опровергаются материалами дела, из которого следует, что все процессуальные документы в отношении Юй Шаошуан составлены с участием переводчика У Вэйдун (л.д. 3 – 5).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Чеченской Республики
решил:
восстановить Юй Шаошуан пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления судьи Наурского районного суда Чеченской Республики от 25 июля 2018 года.
Постановление судьи Наурского районного суда Чеченской Республики от 25 июля 2018 года, вынесенное в отношении Юй Шаошуан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнить указанием на форму назначенного дополнительного вида административного наказания в виде принудительного и контролируемого перемещения Юй Шаошуан через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление суда оставить без изменения, жалобу Юй Шаошуан – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чеченской Республики (подпись) Р.С. Дакаева
«ВЕРНО»:
Судья Верховного Суда
Чеченской Республики Р.С. Дакаева