Решение по делу № 2-1352/2014 от 26.05.2014

Отметка об исполнении решения

_________________________________________________________________

Дело № 2-1352/14 ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Князевой О.Е.,

при секретаре Шагинян Д.В.,

с участием представителя заявителя адвоката Панишева Л.В., действующего на основании ордера от ...

представителя заинтересованного лица Мозолевой С.Е., действующей на основании доверенности от ... сроком на <данные изъяты> год

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Косарева С.С. об оспаривании решений начальника отдела военного комиссариата <адрес>, взыскании понесенных расходов

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Косарев С.С. обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с заявлением, просит:

- признать незаконным решение начальника отдела военного комиссариата <адрес> о направлении Косарева С.С. на свидетельствование с диагнозом плоскостопие от ... года;

- признать незаконным решение начальника отдела военного комиссариата <адрес> о направлении Косарева С.С. на свидетельствование с диагнозом <данные изъяты> от ... года;

- взыскать с военного комиссариата <адрес> понесенные расходы по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

В обоснование поданного заявления заявитель указывает, что ... явился на призывной пункт отдела военного комиссариата по <адрес>, предоставил копии судебных актов, которыми был установлено наличие у него ряда заболеваний, которые соответствуют категории годности «В». Однако, начальником отдела военного комиссариата <адрес> было принято решение о направлении его в медицинские учреждения на обследование в связи с теми диагнозами, наличие которых было установлено ранее вступившим в законную силу решением суда. С указанными решениями заявитель не согласен, полагают, что они приняты не обоснованы, поскольку факт наличия заболеваний установлен судебными актами, которые обязательны для всех без исключения, не зависимо от того, было они участниками судебного процесса или нет, выдача направлений для дополнительного обследования возлагает на заявителя дополнительные обязанности по прохождению указанных обследований, что не требуется, в связи с чем обратился в суд.

Заявитель Косарев С.С. в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела через своего представителя, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, о причинах своей неявки суд не уведомил, в порядке ст.48 ГПК РФ ведет дело через представителя, по правилам ст.257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии заявителя.

Представитель заявителя в назначенное судебное заседание явился. Поддержал поданное заявление, пояснил, что по смыслу действующего законодательства направление на проведение дополнительного освидетельствования выдается тогда, когда комиссия врачей по представленным документам не может установить диагноз. В данном случае подобной необходимости не было, поскольку диагноз был ранее установлен заявителю, что было подтверждено в том числе и решениями судов, которые были представлены им при прохождении медицинской комиссии на призывном пункте, но не было принято во внимание комиссии, что не может быть законным. Возложение на него обязанности по прохождению дополнительного обследования в той ситуации, когда диагнозы установлены заявителю, и не могут подвергаться сомнению. Нарушает права заявителя, в связи с чем он обратился в суд. Так же пояснил, что расходы по государственной пошлине просит взыскать с органа государственной власти, поскольку отдел военного комиссариата <адрес> не является юридическим лицом.

Представитель заинтересованного лица – отдела военного комиссариата <адрес> в назначенное судебное заседание явилась, не признала поданное заявление, пояснила, что ранее решения суда были приняты в отношении иных призывных комиссий, на них никаких обязанностей не возлагают, в связи с чем какое-либо решение, в том числе и решение об освобождении заявителя от призыва и установлении ему категории годности «В» возможно лишь при соблюдении процедуры медицинского освидетельствования. Заявитель впервые проходил медицинское освидетельствование у заинтересованного лица, им требовались сведения о состоянии его здоровья, в связи с чем действия по выдаче направлений для обследований полагает соответствующие действующему законодательству. Врач не зря дал направление, поскольку в представленных документах усмотрел расхождение диагнозов. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица – военного комиссариата <адрес> в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, по правилам ст.257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии заинтересованного лица.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает поданное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно положениям ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В связи с изложенным суд рассматривает настоящее гражданское дело по правилам главы 25 ГПК РФ.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 указанной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе согласно предусмотренным категориям.

Согласно ст.26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п.1). Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4).

На призывную комиссию в соответствии со ст.28 указанного Закона возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, на момент проведения медицинского освидетельствования Косарева С.С. был определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» от 25.02.2003 г. № 123, в соответствии с которым:

- на военно-врачебные комиссии возлагаются:

а) организация и проведение медицинского освидетельствования:

в) контроль за проведением медицинского освидетельствования, медицинского обследования (лечения) граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу (п.3),

- под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) вынести заключение о категории годности к военной службе (службе в органах) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности (п.4),

- под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе (п.11),

- организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию (п.13),

- медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей (п.16),

- врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы (п.17),

- гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения (п.19),

Согласно таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан с учетом физического развития, перечня болезней и статей расписания болезней определяются показатели предназначения по предусмотренным наименованиям родов войск, воинских частей.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что Косарев С.С., состоящий на воинском учете в отделе военного комиссариата <адрес> (л.д.52-58) проходил медицинскую комиссию при проведении мероприятий по призыву на срочную военную службу, в рамках которой ... начальником отдела военного комиссариата <адрес> было принято решение о направлении Косарева С.С. на дополнительные обследования, в связи с чем ему были выданы направления (л.д.16):

- в городскую больницу № ... на обследование с диагнозом <данные изъяты>;

- в поликлинику № ... на обследование с диагнозом <данные изъяты>

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ... по гражданскому делу № ... признано незаконным решение призывной комиссии муниципального образования <данные изъяты> от ... о призыве Косарева С.С. на военную службу. Этим же решением Косарев С.С. освобожден от призыва на военную службу в ... году. Решение вступило в законную силу ... (л.д.17-23). В ходе рассмотрения по указанному делу по ходатайству заявителя проведена судебно-медицинская экспертиза, согласно выводам которой. У Косарева С.С. имеется <данные изъяты>.

Указанные заболевания на основании ст.25 п. «в» графы 1 и ст.68 п. «в» графы 1 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123 являются основанием для установления призывнику категории годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе, что являлось основанием для освобождения Косарева С.С. от военной службы по призыву.

В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у должностного лица – начальника отдела военного комиссариата <адрес> отсутствовали основания для направления Косарева С.С. для прохождения дополнительных обследований с диагнозами: <данные изъяты>, указанные решения возлагают на заявителя дополнительную обязанность по прохождению медицинских освидетельствований, нарушает его права, в связи с чем поданное заявление суд полагает необходимым удовлетворить.

По правилам ст.ст.94, 98 ГПК РФ заявитель просит взыскать понесенные им при обращении в суд расходы по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно разъяснений, данных в п.29 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного:

структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом;

не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления;

должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе.

Поскольку отдел военного комиссариата <адрес> не является должностным лицом, является структурным подразделением Военного комиссариата <адрес>, так же подлежит удовлетворению заявленное требование о взыскании с Военного комиссариата <адрес> в пользу заявителя понесенных расходов по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными и отменить решения начальника отдела военного комиссариата <адрес> о направлении Косарева С.С. на обследование с диагнозом <данные изъяты>.

Взыскать с военного комиссариата <адрес> в пользу Косарева С.С. понесенные расходы по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.

Судья:

Решение суда изготовлено в окончательной форме ... года

Отметка об исполнении решения

_________________________________________________________________

Дело № 2-1352/14 ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Князевой О.Е.,

при секретаре Шагинян Д.В.,

с участием представителя заявителя адвоката Панишева Л.В., действующего на основании ордера от ...

представителя заинтересованного лица Мозолевой С.Е., действующей на основании доверенности от ... сроком на <данные изъяты> год

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Косарева С.С. об оспаривании решений начальника отдела военного комиссариата <адрес>, взыскании понесенных расходов

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Косарев С.С. обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с заявлением, просит:

- признать незаконным решение начальника отдела военного комиссариата <адрес> о направлении Косарева С.С. на свидетельствование с диагнозом плоскостопие от ... года;

- признать незаконным решение начальника отдела военного комиссариата <адрес> о направлении Косарева С.С. на свидетельствование с диагнозом <данные изъяты> от ... года;

- взыскать с военного комиссариата <адрес> понесенные расходы по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

В обоснование поданного заявления заявитель указывает, что ... явился на призывной пункт отдела военного комиссариата по <адрес>, предоставил копии судебных актов, которыми был установлено наличие у него ряда заболеваний, которые соответствуют категории годности «В». Однако, начальником отдела военного комиссариата <адрес> было принято решение о направлении его в медицинские учреждения на обследование в связи с теми диагнозами, наличие которых было установлено ранее вступившим в законную силу решением суда. С указанными решениями заявитель не согласен, полагают, что они приняты не обоснованы, поскольку факт наличия заболеваний установлен судебными актами, которые обязательны для всех без исключения, не зависимо от того, было они участниками судебного процесса или нет, выдача направлений для дополнительного обследования возлагает на заявителя дополнительные обязанности по прохождению указанных обследований, что не требуется, в связи с чем обратился в суд.

Заявитель Косарев С.С. в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела через своего представителя, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, о причинах своей неявки суд не уведомил, в порядке ст.48 ГПК РФ ведет дело через представителя, по правилам ст.257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии заявителя.

Представитель заявителя в назначенное судебное заседание явился. Поддержал поданное заявление, пояснил, что по смыслу действующего законодательства направление на проведение дополнительного освидетельствования выдается тогда, когда комиссия врачей по представленным документам не может установить диагноз. В данном случае подобной необходимости не было, поскольку диагноз был ранее установлен заявителю, что было подтверждено в том числе и решениями судов, которые были представлены им при прохождении медицинской комиссии на призывном пункте, но не было принято во внимание комиссии, что не может быть законным. Возложение на него обязанности по прохождению дополнительного обследования в той ситуации, когда диагнозы установлены заявителю, и не могут подвергаться сомнению. Нарушает права заявителя, в связи с чем он обратился в суд. Так же пояснил, что расходы по государственной пошлине просит взыскать с органа государственной власти, поскольку отдел военного комиссариата <адрес> не является юридическим лицом.

Представитель заинтересованного лица – отдела военного комиссариата <адрес> в назначенное судебное заседание явилась, не признала поданное заявление, пояснила, что ранее решения суда были приняты в отношении иных призывных комиссий, на них никаких обязанностей не возлагают, в связи с чем какое-либо решение, в том числе и решение об освобождении заявителя от призыва и установлении ему категории годности «В» возможно лишь при соблюдении процедуры медицинского освидетельствования. Заявитель впервые проходил медицинское освидетельствование у заинтересованного лица, им требовались сведения о состоянии его здоровья, в связи с чем действия по выдаче направлений для обследований полагает соответствующие действующему законодательству. Врач не зря дал направление, поскольку в представленных документах усмотрел расхождение диагнозов. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица – военного комиссариата <адрес> в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, по правилам ст.257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии заинтересованного лица.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает поданное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно положениям ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В связи с изложенным суд рассматривает настоящее гражданское дело по правилам главы 25 ГПК РФ.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 указанной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе согласно предусмотренным категориям.

Согласно ст.26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п.1). Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4).

На призывную комиссию в соответствии со ст.28 указанного Закона возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, на момент проведения медицинского освидетельствования Косарева С.С. был определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» от 25.02.2003 г. № 123, в соответствии с которым:

- на военно-врачебные комиссии возлагаются:

а) организация и проведение медицинского освидетельствования:

в) контроль за проведением медицинского освидетельствования, медицинского обследования (лечения) граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу (п.3),

- под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) вынести заключение о категории годности к военной службе (службе в органах) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности (п.4),

- под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе (п.11),

- организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию (п.13),

- медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей (п.16),

- врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы (п.17),

- гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения (п.19),

Согласно таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан с учетом физического развития, перечня болезней и статей расписания болезней определяются показатели предназначения по предусмотренным наименованиям родов войск, воинских частей.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что Косарев С.С., состоящий на воинском учете в отделе военного комиссариата <адрес> (л.д.52-58) проходил медицинскую комиссию при проведении мероприятий по призыву на срочную военную службу, в рамках которой ... начальником отдела военного комиссариата <адрес> было принято решение о направлении Косарева С.С. на дополнительные обследования, в связи с чем ему были выданы направления (л.д.16):

- в городскую больницу № ... на обследование с диагнозом <данные изъяты>;

- в поликлинику № ... на обследование с диагнозом <данные изъяты>

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ... по гражданскому делу № ... признано незаконным решение призывной комиссии муниципального образования <данные изъяты> от ... о призыве Косарева С.С. на военную службу. Этим же решением Косарев С.С. освобожден от призыва на военную службу в ... году. Решение вступило в законную силу ... (л.д.17-23). В ходе рассмотрения по указанному делу по ходатайству заявителя проведена судебно-медицинская экспертиза, согласно выводам которой. У Косарева С.С. имеется <данные изъяты>.

Указанные заболевания на основании ст.25 п. «в» графы 1 и ст.68 п. «в» графы 1 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123 являются основанием для установления призывнику категории годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе, что являлось основанием для освобождения Косарева С.С. от военной службы по призыву.

В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у должностного лица – начальника отдела военного комиссариата <адрес> отсутствовали основания для направления Косарева С.С. для прохождения дополнительных обследований с диагнозами: <данные изъяты>, указанные решения возлагают на заявителя дополнительную обязанность по прохождению медицинских освидетельствований, нарушает его права, в связи с чем поданное заявление суд полагает необходимым удовлетворить.

По правилам ст.ст.94, 98 ГПК РФ заявитель просит взыскать понесенные им при обращении в суд расходы по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно разъяснений, данных в п.29 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного:

структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом;

не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления;

должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе.

Поскольку отдел военного комиссариата <адрес> не является должностным лицом, является структурным подразделением Военного комиссариата <адрес>, так же подлежит удовлетворению заявленное требование о взыскании с Военного комиссариата <адрес> в пользу заявителя понесенных расходов по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными и отменить решения начальника отдела военного комиссариата <адрес> о направлении Косарева С.С. на обследование с диагнозом <данные изъяты>.

Взыскать с военного комиссариата <адрес> в пользу Косарева С.С. понесенные расходы по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.

Судья:

Решение суда изготовлено в окончательной форме ... года

2-1352/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Косарев Сергей Сергеевич
Другие
Начальник отдела военного комиссариата в СПБ по ЦР
Военный Комиссариат СПБ
Суд
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
dzr.spb.sudrf.ru
26.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2014Передача материалов судье
28.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2014Подготовка дела (собеседование)
09.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2014Предварительное судебное заседание
08.07.2014Судебное заседание
17.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2018Дело оформлено
11.10.2018Дело передано в архив
08.07.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее