Решение по делу № 7-79/2020 от 17.01.2020

УИД 16RS0046-01-2020-000430-12

Судья: Гумеров Ш.А. Дело №5-79/2020

Дело №7-79/2020

р е ш е н и е

17 января 2020 года г.Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Маликов Р.А., при секретаре судебного заседания Багавиевой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Изотовой Елены Александровны на постановление судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 15 января 2020 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитников Кабирова Р.Р., Нургалеева Д.И., Сычёва С.А., судья

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 15 января 2020 года Изотова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного ареста сроком на пять суток.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель Изотова Е.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитники Кабиров Р.Р., Нургалеев Д.И., Сычёв С.А. полностью поддержали жалобу заявителя, указав на незаконное привлечение Изотовой Е.А. к административной ответственности и ссылаясь на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения.

В силу положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Жалоба подлежит отклонению.

Согласно ч.2 ст.20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что 26 декабря 2019 года, в период времени с 13 часов 30 минут до 14 часов 45 минут, возле <адрес>, а также в период времени с 15 часов 25 минут до 15 часов 45 минут, <адрес> Изотова Е.А. совместно с Шоетовой М.С. и Вагановой С.Р., в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», провела публичное мероприятие в форме пикетирования без уведомления о проведении публичного мероприятия ИКМО г.Казани Республики Татарстан.

Фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения, а также виновность Изотовой Е.А. в его совершении, полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении №9800085 от 14 января 2020 года, составленным в отношении Изотовой Е.А. по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и содержащим сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения (л.д.4-7); рапортами сотрудников полиции Чанкина С.Х., Гилемханова Р.Т. и Ильина И.О., Галлямова А.А. об обстоятельствах совершения и условиях выявления правонарушения (л.д.8-9, 10-11, 14-16, 25); актом осмотра предметов (документов) от 06 января 2020 года (л.д.26-28); приобщенными к делу фотоматериалом и видеозаписью, из содержания которых отчетливо усматривается факт правонарушения (л.д.17-24, 30), и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, все собранные по делу доказательства приняты во внимание и оценены надлежащим образом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, определены верно, оснований для переоценки установленных обстоятельств и выводов судьи нижестоящей инстанции не имеется.

Доводы жалобы заявителя, а также защитников о невиновности и незаконном привлечении Изотовой Е.А. к административной ответственности по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в связи с тем, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как она требований закона не нарушала, материалами дела ее вина в этом не доказана,в ходе производства по делу должностными лицами административного органа нарушены требования КоАП РФ, при рассмотрении дела судьей нижестоящей инстанции не приняты во внимание все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам и представленным доводам, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Изложенные доводы полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно п.п.1, 6, 7, 8 ст.2 вышеуказанного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции. Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. Регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст.17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из содержания и смысла ст.3 вышеуказанного Федерального закона следует, что одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

Поэтому, в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, вышеупомянутый Федеральный закон закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (ст.ст.5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (ст.6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (ст.ст.12-17).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Как видно из содержания п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия имеет право проводить пикетирование в местах и в то время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Действующим законодательством обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

В силу ч.1 ст.7 названного Федерального закона при проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

В соответствии с положениями п.5 ст.5 вышеотмеченного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Анализ вышеприведенных правовых норм в их совокупности и во взаимосвязи позволяет сделать однозначный вывод о том, что проведение публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц без уведомления о проведении публичного мероприятия, в том числе относительно целей и форм его проведения, является нарушением требований Федерального закона №54-ФЗ и влечет привлечение виновных лиц к ответственности в установленном порядке.

Из представленных материалов дела следует, что в указанные в протоколе об административном правонарушении время и месте, Изотова Е.А. участвовала в проведении несанкционированного публичного мероприятия в форме пикетирования совместно с Шоетовой М.С., Вагановой С.Р. В ходе проведения указанного публичного мероприятия участники поочередно менялись ролями, то есть один участник разворачивал имеющийся у него плакат с определенным содержанием, а другие участники находились рядом и производили фото и видеосъемку пикетирования.

Таким образом, хотя в рассматриваемом случае Изотовой Е.В. совместно с другими участниками были проведены серии одиночных пикетов, которые формально и подпадали под признаки одиночного пикетирования, однако они с достаточной очевидностью были объединены единством целей и общей организацией, проводились несколькими лицами одновременно и на одной местности с использованием ассоциативно идентичных плакатов, содержащих одинаковые требования, следовательно, полностью подпадали под признаки пикетирования группой лиц, то есть публичного мероприятия, требующего подачи уведомления о его проведении.

В данном случае представленными материалами полностью подтверждается, что проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, в связи чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти.

Следовательно, все обстоятельства данного дела в совокупности свидетельствуют о том, что Изотова Е.А. участвовала в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования без подачи уведомления о его проведения, поэтому ее противоправные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

Такой вывод полностью согласуется с позицией, выраженной в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».

Сам факт проведения пикетирования самим заявителем Изотовой Е.А. и ее защитниками не оспаривается.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Изотовой Е.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности по названной норме.

Протокол об административном правонарушении в отношении Изотовой Е.А. составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ.

Должностным лицом, а также судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации Изотовой Е.А. права на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.

В ходе производства по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.

Доказательства, положенные в основу виновности Изотовой Е.А. в совершении данного административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящей жалобы сведений о какой-либо заинтересованности сотрудников полиции в исходе настоящего дела, их небеспристрастности к Изотовой Е.А. или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных ими процессуальных документах, не имеется.

Материалы дела не свидетельствуют о том, что Изотовой Е.А. было проведено публичное мероприятие, проводимое в соответствии с требованиями закона.

В данном случае власти соблюдали соразмерность вмешательства исходя из общих установленных правил о том, что право на свободу мирных собраний предполагает «справедливое равновесие» между интересами общества и необходимостью соблюдения фундаментальных прав человека.

Это вмешательство отвечало требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», преследовало законную цель и было соразмерно преследуемой цели.

Доводы защитников об ограничении конституционных прав Изотовой Е.А. на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования со ссылками на практику Европейского Суда по правам человека не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое постановление не содержит положений и выводов, не согласующихся с правовыми позициями, выраженными в решениях названного Суда, а также Конституционного Суда РФ.

Довод защитников о том, что при вынесении в отношении Изотовой Е.А. судебного постановления приняты во внимание рапорты сотрудников полиции и фотовидеоматериалы, которые относятся к недопустимым доказательствам, является несостоятельным, так как он основан на неправильном толковании положений ст.26.2 КоАП РФ, в силу которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Имеющиеся в материалах дела рапорты сотрудников полиции, акт осмотра документов (предметов), фотоматериалы и видеозаписи содержат сведения, относящиеся к событию вменяемого Изотовой Е.А. правонарушения, они оценены судьей районного суда как доказательство по правилам ст.26.11 КоАП РФ, и правильность такой оценки сомнений не вызывает.

Таким образом, документальным сведениям, имеющимся в материалах дела, судьей нижестоящей инстанции дана надлежащая и правильная правовая оценка, им верно установлены фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения.

Доводы защитников направлены на переоценку имеющихся по делу доказательств, они не являются обстоятельствами, исключающими самого факта правонарушения и противоправность действий заявителя.

Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей районного суда оценкой представленных доказательств не имеется.

Принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судьей районного суда не был нарушен.

При таких обстоятельствах анализ представленных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что всей совокупностью материалов дела полностью подтверждается факт совершения Изотовой Е.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и ее виновность в этом.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи нижестоящей инстанции о доказанности вины Изотовой Е.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводы заявителя и защитников не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления и не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку отмеченные обстоятельства не нашли своего объективного подтверждения при рассмотрении настоящей жалобы, они не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного судебного акта и нарушения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица и защитников с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьей нижестоящей инстанции норм КоАП РФ и действующих нормативно-правовых актов, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностными лицами административного органа и судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Иных доводов и объективных доказательств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, заявителем и защитниками не представлено.

При вышеизложенных обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному и правильному выводу о наличии в действиях Изотовой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

Заявитель Изотова Е.А. привлечена к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, ей назначено административное наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, при этом учтены требования, установленные ст.ст.3.1, 4.1, 24.1 КоАП РФ.

В данном случае с учетом характера и общественной опасности совершенное лицом правонарушение не может быть оценено как малозначительное правонарушение.

По данному делу отсутствуют основания для применения в отношении правонарушителя положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление судьи вынесено с соблюдением требований действующего законодательства, оно является мотивированным, по своей структуре и содержанию соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в ходе производства по делу существенных нарушений требований закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.

Таким образом, оснований для отмены либо изменения постановления судьи не имеется, оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Как следует из содержания резолютивной части обжалуемого постановления судьи, срок административного ареста исчисляется с 17.00 часов 15 января 2020 года (л.д.41).

Вместе с тем следует отметить, что в своей жалобе заявитель Изотова Е.А. указала, что она была задержана в 15.00 часов 14 января 2020 года и в течение 07 часов находилась в отделе внутренних дел. В подтверждение данного обстоятельства при рассмотрении настоящей жалобы защитниками была представлена суду копия протокола о доставлении от 14 января 2020 года, из содержания которой следует, что Изотова Е.А. доставлена в отдел полиции 14 января 2020 года в 15 часов 40 минут. Протокол об административном правонарушении в отношении Изотовой Е.А. составлен 14 января 2020 года в 19 часов 57 минут.

При таких обстоятельствах резолютивная часть обжалуемого постановления судьи подлежит дополнению указанием о том, что время нахождения Изотовой Е.А. в отделе полиции с момента ее доставления подлежит зачету в срок отбытия наказания в виде административного ареста.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 15 января 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Изотовой Елены Александровны – оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть постановления судьи указанием о том, что время нахождения Изотовой Е.А. в отделе полиции с момента ее доставления подлежит зачету в срок отбытия наказания в виде административного ареста.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья:

7-79/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Изотова Е.А.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Маликов Р. А.
Статьи

КоАП: ст. 20.2 ч.2

17.01.2020Материалы переданы в производство судье
17.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее